На Каннском кинофестивале протестуют против кастовости

Каннский кинофестиваль знаменит тем, что здесь все - и гости, и участники, и пресса - строго делятся на касты, и правило это соблюдается безукоризненно. Иначе как в небольшом французском городке управлять толпой из 40 тысяч посетителей, прибывших из 160 стран (таков нынешний 71-й киносмотр в цифрах). Или разместить, например, 4000 представителей прессы во Дворце фестивалей в зале "Люмьер", где "всего" 2300 мест. Но там проходят, в основном, премьеры - СМИ выделяют места очень мало или - на вечерних мероприятиях - не дают вообще. А в зале "Дебюсси", где сосредоточены в большинстве своем пресс-показы, помещаются только 1300 журналистов.

При этом Каннский кинофестиваль - единственный в мире, где прессе выдаются карточки разного цвета и, соответственно, уровня. Самые значительные - белые аккредитации. Затем - розовые с точкой, потом - без точки... Обладатели же бейджей желтого и голубого цветов практически не имеют шансов попасть в кино. Потому что ажиотаж вокруг фестивальных фильмов огромен. Коллеги в этом году решили протестовать, в связи с чем СМИ было разослано письмо соответствующего содержания.

Автор его - нью-йоркский фрилансер, который вот уже четыре года как ездит на Каннский кинофестиваль. "Как и многим из моих коллег-критиков и журналистов, мне пришлось прокладывать себе путь в переполненный кинотеатр, или я ждал часами напротив Дворца фестивалей, только чтобы получить одно место. Это связано с тем, что Каннский фестиваль практикует унизительную кастовую систему, разделяющую нас по бейджам на разные цветовые группы", - говорится в письме. Далее автор говорит о том, что они с партнерами сделали короткометражный фильм "Цвета Канн" - взяли интервью у критиков и журналистов - представителей бейджей всех цветов.

"Мы обнаружили, что все страдаем от сегрегации. Параллельно с фильмом мы начали сбор подписей под петицией с требованием отменить в Каннах кастовую систему". Фильм, который длится 8,5 минуты, можно посмотреть по ссылке. Там же подписывается петиция. На данный момент в числе "подписантов" - всего 246 человек. Видимо, никто не стремится входить в конфронтацию с одним из крупнейших фестивалей мира. Между тем, авторы письма предлагают пути выхода из проблемы - дополнительные скрининги, мобильные уведомления и прочее.

"Мы знаем, что на других кинофестивалях есть способы организовывать показы без введения кастовой системы, которая, по сути дела, - позор для всемирно известного кинофестиваля, - говорится в письме, где также призываются сторонники равных прав всех профессий, связанных с кино, чтобы "исправить ошибки". Заканчивается письмо предложением "постоять" на акции в защиту кампании. Но кто придет на акцию, если люди и так все время стоят в бесконечных очередях.

Это, кстати, касается и тех дам в роскошных платьях и джентльменов в смокингах, которые вечером выходят на красную дорожку. Отстояв эту "гламурную" очередь, все равно они столкнутся с тем, что перед выходом на дорожку их разделят: звезды - на лимузинах, без очереди и по отдельному входу, у менее узнаваемых гостей - другой проход: партер - в одну сторону, балкон - в другую. Но никто против этого не протестует. Так же, как и против того, что приглашения на самые закрытые Каннские вечеринки, банкеты и деловые встречи раздаются далеко не всем. Даже среди селебритиз. На том и стоит Каннский кинофестиваль. Вот уже сколько лет.