Ранее они останавливали машины на посту весогабаритного контроля, передавали документы инспекторам Ространснадзора, те взвешивали машины и, найдя нарушения, составляли акты. Формально суды трактовали, что служба превышает свои полномочия, и нарушители уходили от ответа, рассказал "РГ" замглавы Ространснадзора Асланбек Ахохов. Теперь такой лазейки нет. У Ространснадзора более 50 пунктов контроля весогабаритов, 28 из них работают в круглосуточном режиме.
Но в сохранности автотрасс заинтересованы и дорожники. Документ позволяет им создать единую глобальную систему мониторинга ситуации на федеральных трассах. Данные из нее будут идти в Ространснадзор, что позволит снизить число нарушений.
Существенным образом взаимодействие подразделений Минтранса России, Росавтодора и подразделений МВД России при осуществлении весогабаритного контроля не меняется.
Как сообщили "РГ" в Росавтодоре, приказом вводится новый вид пунктов весогабаритного контроля - автоматический. Там теперь прописан и сам порядок фиксации весогабаритных параметров и учета инструментальной погрешности, определения превышения веса фуры. Кроме того, для сближенных осей с различным межосевым расстоянием вводится среднеарифметическое значение. Еще одним важным нововведением является то, что введена классификация транспортных средств, соответствующая Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, и метрологические и технические требования к оборудованию весогабаритного контроля, участкам их размещения. То есть оно должно быть размещено так, чтобы в любую погоду показывать точные данные, а не вес снега или льда. Все эти рекомендации планируется учесть при создании автоматической системы мониторинга Росавтодора, которая должна заработать в 2019 году.
Что касается региональных дорог, то там пока действует прежний порядок и остановить для проверки габаритов может только инспектор ГИБДД, пояснил Ахохов. Единственный выход у регионов - создать автоматическую систему мониторинга. Тогда и мосты, и дороги, и сами грузовики будут целы. Пока же водители на авось продолжают ездить под мостами, не соблюдая габариты.
Памятником упорства таким водителям стал "Мост глупости" на Софийской улице Петербурга. Под ним не смог проехать 149-й по счету грузовик. Водитель проигнорировал не только предупреждающие знаки, но и надпись, сделанную рядом с мостом: "Газель не пройдет". И не прошел. У грузовика пострадал кузов, а мост устоял. На федеральных трассах, где идут грузовики покрепче, бывают случаи, когда машины ломают конструкции мостов. Новый порядок должен исключить подобные случаи.
Пока же на федеральных трассах ежегодно фиксируется 150 тысяч нарушений весогабаритов владельцами фур. В общей сложности более 35 процентов российских грузоперевозчиков отправляют свои фуры в рейс с перегрузом. В среднем они на 30 процентов тяжелее нормативов.