Алексей Евгеньевич, как бы вы оценили нынешний этап взаимоотношений бизнес-сообществ России и Японии?
Алексей Репик: Наши двусторонние связи с Японией переживают ренессанс на фоне как минимум двух последних десятилетий. Важную роль тут играют личные контакты и доверие наших лидеров. Но не менее важны и тот серьезный уровень поддержки, которую в России получил наш президент Владимир Путин на недавно прошедших выборах, и тот факт, что премьер-министр Японии г-н Синдзо Абэ является самым сильным лидером этой страны за последние годы. Все это позволяет строить диалог стратегически - не на ближайшие месяцы, а в горизонте десятилетий. В этом контексте радует то, что и в деловых контактах мы перешли от узко тематических диалогов о конкретной конъюнктуре, конкретных товарных группах и т.п. - к разговору о том, что мы совместно строим платформу для будущих поколений. Понимая всю нашу непростую историю, учитывая приверженность двух государств идее национального суверенитета, мы тем не менее должны создавать поле, по которому наши страны будут идти в будущее в режиме взаимовыгодного сотрудничества и добрососедского диалога.
Поэтому, не пытаясь взять на себя функции профессиональной дипломатии, мы считаем, что очень важно формировать наборы долгосрочных системных проектов, которые будут факторами, мотивирующими страны сближать свои позиции. И самое главное, чтобы эти проекты были выгодны как российской стороне, так и японской.
Приведите, пожалуйста, примеры таких взаимовыгодных проектов.
Алексей Репик: Примеров множество, начиная с долгосрочного интересного сотрудничества в энергетике. Японские компании, к примеру, активно производят в нашей стране строительную технику для российского рынка.
Есть проекты в машиностроении, шинной промышленности, сельском хозяйстве - например, современные теплицы и японские технологии выращивания овощей в сложных климатических условиях, что особенно актуально для Дальнего Востока. В технопарке "Слава" одним из резидентов является компания "СуперОкс", которая занимается сверхпроводниками совместно с японскими коллегами и, кстати, активно работает на рынке Японии. Уже создан продукт, имеющий существенные преимущества перед любыми конкурентными решениями в мире. Мало того, на его основе, особенно в сочетании с другими нашими компетенциями, может появиться абсолютная конкурентоспособность в различных транспортных решениях, в беспилотниках и т.д. Много такого рода проектов в биотехнологиях, в медицине. Движение японских инвесторов в сторону здравоохранения может привести к тому, что все лучшие технологии, которые позволяют Японии быть страной с самой высокой продолжительностью жизни, будут доступны и россиянам.
Вы привели примеры работы японских компаний в России. А как представлены российские компании на японском рынке?
Алексей Репик: Развиваются разные формы присутствия российского бизнеса на японском рынке. Первый - прямой экспорт в Японию, и тут наша основная задача - переходить от сырьевых продуктов к товарам верхних переделов. Мы все больше экспортируем продукты питания, поскольку нам постепенно открывают ниши с точки зрения санитарных и потребительских норм.
Например, российское мясо воспринимается японцами как очень хорошая альтернатива собственному. Говоря про высокотехнологичную продукцию, лучший способ - войти в цепочку создания добавленной стоимости. И если мы создали в Японии предприятие, в рамках которого значительная часть добавленной стоимости зафиксирована за российским партнером, это очень здорово. Особенно если продукт защищен патентом.
Соответствуют ли наши товары требованиям японского рынка?
Алексей Репик: Японский рынок высоко конкурентный сам по себе, причем в меньшей степени - по цене. Скорее он очень требователен с точки зрения качества. В Японии в каждой нише работают две-три сильные компании, жестко конкурирующие между собой. А поскольку там довольно высоки уровни жизни и доходов населения, эластичность по цене намного ниже, чем у нас. И когда мы выходим, например, с продуктами, предназначенными для российского рынка, мы чаще всего конкурентоспособны по цене, но не всегда - по качеству. Тем не менее по целому ряду продуктов, я считаю, мы смело можем претендовать на успех.
А как японские компании чувствуют себя в России? Есть ли у них проблемы, в решении которых РЯДС способен помочь?
Алексей Репик: Японские бизнесмены не всегда хорошо понимают нашу культурную среду, и зачастую то, что они обозначают как проблему, на самом деле таковой не является, а просто требует разъяснений. Российско-японский деловой совет этим активно занимается. Мы приглашаем японских партнеров на такие площадки, как Петербургский международный экономический форум, Восточный экономический форум, Иннопром. Разъяснительная работа продолжается и в ходе двусторонних бизнес-миссий, что крайне эффективно. Надо признать, что у нас значительно чаще меняется регуляторика, чем в Японии. Порой это вызывает недоумение, потому что коллеги к этому не привыкли. И чем более предсказуемы будут наши условия ведения бизнеса, чем понятнее мы сможем их объяснить, тем больше можем рассчитывать, что японские инвесторы будут смелее расширять свое присутствие в нашей стране.
В Японии очень высока культура производства, деловая этика. Как вы считаете, влияют ли двусторонние проекты на повышение культуры нашего производства?
Алексей Репик: Не могу сказать, что по всем направлениям японская культура производства может быть референтной для нас. Есть немало направлений, где, я считаю, наши собственные решения не уступают. Но производительность труда в Японии, безусловно, выше. Более того, она уже сейчас отвечает на вопрос, который перед Россией встанет неминуемо. Это ситуация на рынке труда, вызванная старением населения. В Японии автоматизация производственных процессов, отказ от каких-то ненужных действий и доведение до совершенства всех процедур, которых требует производство, позволяют справляться с этой проблемой - и тут Япония, безусловно, является мировым лидером.
А есть ли у нас что-то, чему могли бы учиться японские партнеры?
Алексей Репик: В нашей стране есть колоссальное количество компетенций, которым можно поучиться. К примеру, мы прекрасно решаем творческие задачи. Но там, где нужно постоянно на высочайшем уровне делать одно и то же и нельзя отклоняться от стандартной операционной процедуры, мы сильно уступаем. Мы люди творческие, склонные к экспериментам, но в производстве лекарств, например, или сложных машин это может приводить к очень негативным результатам. Правда, такая особенность российского народа позволяет получить и инновацию. С этой точки зрения мы как раз можем быть источником инновация для Японии. А вот масштабирование технологии, доведение ее до абсолютной стабильности - здесь Япония может нам очень многое предложить, и этим надо пользоваться. Самое глупое и неправильное - это лишь смотреть на удачный опыт других государств, но пытаться при этом изобретать велосипеды с треугольными колесами. Надо не стесняться учиться, и мы это делаем.