Первый удар северокорейской дипломатии пришелся по южному соседу, где в последние недели все пребывали в эйфории от резкого улучшения отношений с Пхеньяном. КНДР в половину первого ночью на среду уведомила Республику Корея, что на неопределенное время откладывает проведение переговоров на высоком уровне. В качестве причины было названо проведение крупных военно-воздушных учений Max Thunder с США, что, якобы, "идет вразрез с Пханмунчжомской декларацией", подписанной 27 апреля лидерами Юга и Севера.
Этот поступок озадачил даже привыкших к дипломатической импровизации КНДР экспертов Пхеньяна. Дело в том, что учения начались еще пять дней назад - 11 мая, и КНДР при этом никак не выражала своего недовольства по этому поводу. Более того, именно Пхеньян утром 15 мая предложил Сеулу провести переговоры на высоком уровне и уже после согласия Юга решил их отменить под предлогом маневров. Отмена произошла менее чем за 10 часов до начала консультаций. Получилось, что Пхеньяну понадобилось лишь 15 часов, чтобы вдруг понять опасность уже идущих учений и отменить свое же предложение.
Однако на этом сюрпризы не закончились. Уже через несколько часов КНДР от имени заместителя главы МИД Ким Ге Гвана распространила заявление уже в адрес США. В нем, отвечая на превалирующие сейчас в международных СМИ комментарии, было заявлено, что КНДР "не заинтересована в переговорах с США, где целью заявляется только одностороннее ядерное разоружение КНДР". Далее последовало предупреждение, что если Вашингтон не сменит своего подхода, Пхеньян "будет вынужден пересмотреть вопрос о проведении 12 июня в Сингапуре саммита", где должны встретиться председатель Госсовета КНДР Ким Чен Ын и президент США Дональд Трамп.
В обеих столицах, которые стали адресатами северокорейских посланий, последовали удивленные и негодующие возгласы, но официальная реакция была сдержанной. Сеул заявил, что "сожалеет" об одностороннем решении КНДР не проводить переговоры, в США же подчеркнули, что "продолжают подготовку к саммиту" в прежнем режиме. По поводу совместных маневров также было сказано, что учения продолжаются согласно планам, напомнив лишь, что маневры "носят сугубо оборонительный характер, они являются плановыми и проводятся ежегодно".
Тем не менее, сейчас в правительственных, политических и экспертных кругах США и Южной Кореи кипит бурная аналитическая работа, где все пытаются выяснить причины резких зигзагов КНДР, а также ее дальнейшие намерения, включая саммит с Трампом.
В Сеуле в итоге пришли к заключению, что они попали "под раздачу", когда у КНДР возникло желание продемонстрировать Америке свою твердость. Как уже было отмечено, учения вряд ли могли стать реальной причиной отмены межкорейских переговоров, так как ранее этот вопрос Север вообще не поднимал, а во время недавнего визита госсекретаря США Майка Помпео в Пхеньян Ким сказал даже, что "понимает необходимость" союзнических маневров.
Некоторые эксперты в Южной Корее, ссылаясь на дальнейшие высказывания Пхеньяна, высказали предположение, что КНДР могла негативно отреагировать на прошедшую 14 мая презентацию книги бывшего заместителя посла КНДР в Лондоне Тхэ Ён Хо. Перебежчик провел пресс-конференцию в Сеуле и беседу с некоторыми южнокорейскими парламентариями, но тут тоже есть несостыковка. Об этом мероприятии тоже было известно заранее, а потому КНДР, если бы она действительно из-за книги так разозлилась, вряд ли бы стала с самого начала сама предлагать переговоры.
Доминирующая точка зрения заключается в том, что вся ситуация "закрутилась" из-за грядущей встречи Ким Чен Ына с Трампом. Как полагают в Сеуле, КНДР вряд ли откажется от саммита, но решила охладить особо ретивых комментаторов, которые уже заявили, что "Ким готовится сдать все ядерное оружие", "станет Горбачевым КНДР" и прочие.
В правительстве США также постоянно слышны высказывания, что они готовы разговаривать только о полном отказе КНДР от ядерного оружия и не согласятся на какой-то длительный процесс. Про компенсации для КНДР в Вашингтоне говорят туманно, подчеркивая, что "сначала ядерная бомба - потом может быть деньги", вспоминая постоянно "ливийский вариант".
Похоже, что в Пхеньяне тоже прекрасно помнят, что стало с Ливией и, в особенности, с ее покойным лидером Каддафи после сдачи ядерной программы американцам. В этой связи высока вероятность, что Северная Корея таким образом дает понять, что саммит, если он состоится, не будет только на условиях США, а если Вашингтон будет настаивать, то тогда Пхеньян обойдется и без этой встречи на высшем уровне.
В любом случае, теперь понятно, что если КНДР оказалась готовой отменить встречу с южнокорейцами менее чем за 10 часов до ее начала, несмотря на весь позитив в отношениях с Сеулом, то уж в ситуации с саммитом с Трампом нельзя исключать, что в итоге вместо Ким Чен Ына в Сингапур "прилетит" заявление КНДР о неизбежности отмены встречи в связи с враждебностью Вашингтона.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"