Просмотр записанных на видеопленку эпизодов уже применялся на чемпионате мира среди клубов, на юниорском мировом первенстве, в Германии, Франции, Австралии… По мнению некоторых, мгновенный видеопросмотр спорного момента помогает избежать серьезных ошибок, допущенных рефери. Консервативно настроенные уверяют: остановка игры, обращение к технике обедняют футбол, лишая его непредсказуемости и эмоций.
О том, на что способен видеоарбитр - VAR, чего от него ждут и на что он все же не способен, мы беседуем с главой судейского департамента ФИФА, швейцарским рефери Массимо Бузакка.
Итак, Кубок мира в России станет местом большого футбольного эксперимента с VAR.
Массимо Бузакка: Скорее самым важным этапом успешно начатого эксперимента. Без него уже было никак. И, позвольте, я начну с того, что в самой популярной игре мира крутятся огромные деньги: призовые, зарплаты футболистов, тренеров, прибыли от продажи билетов и прав на телетрансляции - это миллиарды. Во что сейчас превратился футбол? В крупный бизнес, топовые клубы напоминают ведущие предприятия с высокой биржевой котировкой, даже банки, чье процветание зависит от результата действий группы высокооплачиваемых молодых сотрудников, - в данном случае футбольных игроков и их главного менеджера - тренера. Зачем же опошлять финансовый итог судейской ошибкой, которую можно исправить с помощью VAR?
Взять и одним промахом рефери перенаправить этот мощный поток в неверном направлении не только несправедливо, но и скандально. Если говорить в целом, то видеоарбитр должен в первую очередь оградить футбол от громких скандалов, о которых никто почему-то не хочет забывать.
Давайте попробуем определить, из-за чего они чаще всего разгораются.
Массимо Бузакка: Все уже определено. Первое: засчитан гол или не засчитан. Второе: правильно ли назначен или не назначен пенальти. Далее, непосредственный показ красной карточки. И, наконец, явная путаница в определении нарушителя. Только в этих случаях и прибегаем к видеоповтору. Два года назад на клубном чемпионате мира мы, объяснив судьям суть нововведения, решительно приступили к осуществлению эксперимента на практике.
И как отнеслись к этому ваши арбитры?
Массимо Бузакка: Они же стремятся к тому, чтобы ошибок с их стороны было меньше. Обычно это зависит от класса рефери. Обычно лучшие в мире арбитры допускают 1 процент ошибок. Что ж, человеческий фактор. Но порой и великолепно подготовленному, опытному арбитру хотелось бы убедиться, что он поступил правильно. Или неправильно - и отменить свое решение. Я вспоминаю, как в одном важном матче назначил пенальти уже на 2-й минуте. И всю остальные 88 минут мучился тем, что сразу же во многом предрешил исход поединка. Или вдумайтесь, что испытывает судья, когда мяч заходит за линию ворот сантиметров на 20-30. Или фиксирование нарушения правил в штрафной. А была ли грубость именно там или нападающий искусно влетел в штрафную рыбкой после подножки защитника? Но подножка была вне штрафной площадки. Так пенальти или нет?
Конечно, никакой видеоповтор не заменит хорошего судью, но может ему помочь. Классные судьи, как доказано, допускают гораздо меньше ошибок, чем общая судейская масса. Хотя и им не обойтись для поддержания собственной высокой репутации без повторов: просмотры могут показать и промах судьи, и правоту его решения.
Выступая перед журналистами, вы поразили нежданной цифрой: чистое время игры - в среднем 57 минут. Не затянут ли ее видеоповторы?
Массимо Бузакка: Вы сами себе противоречите. Если на всякие замены, ауты, установки мяча при штрафных или отодвигание стенки, споры с судьей… уходит 57 минут из отпущенных правилами 90, то почему нельзя уделить минимальное время и решающим моментам матча? Результат игры становится более правильным. Заметьте, я не говорю честным. Цель: не обеспечить 100-процентную точность, а избежать явных ошибок, которые, тем не менее, видны только на видеоповторах.
Массимо, но как же тогда с эмоциями?
Массимо Бузакка: Этот вопрос можно задать и вам. Что важнее: ложные порой эмоции? Неверный результат? Или просмотр видеоповтора, который восстанавливает справедливость?
А кто обеспечивает просмотр видеоповторов?
Массимо Бузакка: Понятно, что техника. И судьи видеоповтора. Они за экранами в такой же строгой судейской форме, что и полевые. Никакой расхлябанности. Невозможно представить, чтобы они сидели за монитором небрежно развалившись, а то и попивая кофе.
Спорный эпизод рассматривается с их участием. Возможны даже подсказки, но не более. Окончательное решение принимать только арбитру матча. И еще я бы хотел, чтобы все поняли. Задача VAR не только в ужесточении наказания, а и в его смягчении тоже.
Надеетесь, на Кубке мира в России повторы себя оправдают?
Массимо Бузакка: Уверен. Судьи приедут в Россию пораньше футболистов. Мы проведем с ними совещания, семинары. Ответим на вопросы. С тем, чтобы во время игры они мгновенно ответили на все те сложнейшие вопросы, которые могут возникнуть - и возникнут - на поле.