16.05.2018 19:54
    Поделиться

    В московской галерее открыли выставку "Дачники"

    В стенах галереи сейчас по-летнему поют птицы, шуршит галька под легким прибоем, поскрипывают рамы деревянных окон и даже гремит краном алюминиевый рукомойник. Так что, если, собирая выставку "Дачники", ее кураторы ставили цель сделать тоску москвичей по теплу еще острее, то это им вполне удалось.

    Художницы сестры Арендт живут в старом саманном доме в пяти минутах от моря, идти к нему надо по песку и крупной гальке. Собирать ее для своих скульптур начала еще бабушка Маши и Натальи, Ариадна Арендт - а вслед за ней обточенный лишь морем камень взяли в руки и сестры. Работам потомков знаменитого лейб-врача посвящен на выставке отдельный зал, друг за другом тут выстроились склеенные из черных и серых камней работы Ариадны "Фавн и нимфа", "Сборщик трав", "Похищение Европы" - пластичные, живые, несмотря на такой "неловкий" материал. Наталья и Мария в своем доме на берегу строили для выставки рельефы из старого дерева, собирали коллажи из холстов с вышивкой и керамикой.

    "Ковчег", как обычно, плывет собственным маршрутом, обрамляя выставочные идеи особой драматургией, подавая своих авторов в новом свете, не ограничиваясь простой развеской работ по залам. Многим еще помнится выставка "Слушали-постановили", где публике на вернисаже выдавали в особом окошечке авоськи с продуктовыми заказами - на сей раз нас пригласили в театр. Анонс "Дачников" выглядит программкой спектакля: молодой фотограф Максим Ксута, открывающий выставку черно-белыми приусадебными видами родного Подмосковья, обозначен тут как "юноша с лейкой", приморские сестры Арендт - "1 матрос" и "2 матрос", Екатерина Рожкова - "девушка в синем платье". Сразу вспоминаются Горький, Чехов, чайки и скалы, и это добавляет выставке вкуса молодого дачного лета, свежего, теплого, долгожданного.

    То самое, первое, самое сильное, исчезающее, как дым, ощущение от летней натуры улавливается в работах Елены Утенковой-Тихоновой ("девушка в зеленом платье") - в утреннем мареве ее пастелей и картин исчезают садовые качели, столы с вынесенной из дома нехитрой снедью. Ярко-желтыми теннисными мячами у знаменитого джазового фотографа Александра Забрина ("мужчина в твидовом пиджаке и кепке") горят яблоки на верандах поселка художников Матюшино.

    "Мы варим горох в печке, но дрова так отсырели, что он никак не сварится. Когда Оля мешала горох, над ней, поднявшись с цветов, начал летать шмель" - это, и другие необычайные приключения, бывшие на его тамбовской даче, наблюдал в 90-году график Александр Максимов. Наблюдал, с точностью до минут записывал все тем же черным карандашом вокруг рисунка, точного, быстрого, характерного, без подробностей: вот кастрюля с варевом, женщина над печкой, жужжащий шмель...И это тот самый случай, когда та обычная жизнь, что происходит вокруг нас - варка каш, укладывание детей спать, зачерпывание воды из колодца, - в руках художника становится остановленным мгновением, отсчетом хронометража его и нашей жизни.

    - Все это сюжеты не магистральные, не про хождение строем, - говорит куратор "Ковчега" Александр Сафонов. - Это про людей, про время, про мечты. А тема отдыха - она неизбывна. До него только надо дожить.

    Поделиться