Александр Владимирович, о культурном наследии ЮНЕСКО слышали многие, в России есть немало таких объектов. А насколько перспективно создание геопарков?
Александр Иванов: Процесс создания геопарков в РФ только начался. ЮНЕСКО исходит из того, что сначала идет изучение ядра территории, есть ли у него защитная зона и, самое главное, - формируется ли зона сотрудничества с местным населением. Последнее - крайне важный инструмент, который позволяет заинтересовать всех - бизнес-сообщество, самих жителей. Они должны понять, что сохранение таких зон - это не только элемент гордости, но и экономическое, и культурное благополучие. Именно из-за отсутствия этого момента многие интересные территории не получают статус ЮНЕСКО. Геопарки - это совершенно новая идея. Она основана на том, что при их создании не только не налагаются никакие дополнительные ограничения на данной территории, но, наоборот, речь идет о том, чтобы активизировать местную экономику, туристическую деятельность.
В России уже есть такие территории?
Александр Иванов:В Башкортостане природное наследие фантастически богатое. Например, там есть геотермальные источники, которые имеют целебные свойства, и туда многие едут лечить болезни суставов. В Ульяновской области уникальным является весь правый берег Волги. Там уже создан геопарк "Ундория" как национальный объект. Помимо этого, там богатое палеонтологическое наследие.
В Нижегородской области есть перспективы создания геопарка?
Александр Иванов: Очень большие. Таким объектом вполне может быть зона слияния Оки и Волги. С точки зрения геологии места абсолютно уникальные. Ничего подобного в мире нет. Мы находимся в центре Русской плиты, которая долгое время была дном морей. Но около двух с половиной миллионов лет назад она наклонилась, ее восточный край оказался ниже западного, возникли реки Ока и Волга. Русло Волги смещалось с севера на юг под воздействием вращения земли, вода все время подмывала правый берег, и в итоге возник 100-метровый перепад высот между верхним и нижним берегом. Две крупные великие реки, каждая из которых длиной больше тысячи километров, сформировали ландшафт, подобного которому нет в мире. Мы, стоя возле памятника Чкалову и располагая хорошей оптикой, можем увидеть горизонт на расстоянии 40 километров. Это дает ощущение какой-то невиданной свободы. И при этом мы стоим в центре города, откуда видим южный край тайги, которая простирается до Урала, а потом до Камчатки. Это крупнейшая климатическая зона мира. А чуть в стороне располагается крупнейшая в нашей широтах до Урала дубовая роща площадью пять тысяч гектаров. Есть много образцов слияния крупных рек, но либо оба берега плоские, либо горный ландшафт. Можно сказать, что нижегородский ландшафт - сила, формирующая мировоззрение людей.
Что нужно сделать, чтобы этот потенциальный геопарк попал в программу ЮНЕСКО?
Александр Иванов: Его концепция должна быть обсуждена со специалистами. Трудность заключается в том, что обычно объектами такого геологического наследия являются территории не настолько посещаемые. А здесь это центр города. Нельзя его разрушать, закапывать овраги, делать холмистый ландшафт более удобным для градостроительства. Человек вполне может жить в соответствии с природными реалиямии.