16.05.2018 20:10
    Поделиться

    В Екатеринбургском театре кукол показали "Дон Кихота" без мельниц

    В Екатеринбургском театре кукол поставили "Дон Кихота". Литературный первоисточник - толстая и несколько занудная книга, до второго ее тома, как правило, не добираются даже филологи. Однако Дон Кихота знают все.

    Рыцарь на тощем коне - непременный участник театрального репертуара. Конечно, речь прежде всего идет о балете Мариуса Петипа, в котором, начиная с премьеры в 1871-м, на сцену выходят живой конь и ослик. Безусловно, роман Сервантеса куда богаче по смыслу балетного либретто. Насколько - в театре кукол показал челябинский художник Виктор Плотников.

    Мельниц и губернаторства Санчо в спектакле нет, фабула романа для Плотникова - повод для ассоциаций. Точно так же Сервантес маскировал свое авторство, выдавая роман за вольный перевод некоего Сида Ахмета Бен-Инхали. Виктор берет на вооружение тот же прием и показывает зрителю ассоциации, возникшие у него не столько после прочтения романа, сколько комментариев к "Дон Кихоту" Мигеля Унамуно.

    Если "счистить" с романа "шелуху" сюжета, останутся такие универсальные понятия, как любовь, смерть, война, сон, "тот свет" и прочие столпы мифологического мировоззрения. Из них, как из кирпичиков, художник выстраивает здание спектакля, скрепляя их повторяющимся рефреном - сценой тавромахии, игр с быком, которые, как считается, трансформировались в корриду. Страшный бык-механизмоид (это термин Виктора Плотникова - "животное" заводится от вращения рукоятки) - метафора, символизирующая неотвратимость рока, а также цитата из минойских фресок XVII века до нашей эры. Цитат и отсылок в спектакле хватает - от Веласкеса до Пикассо, от русского Кентавра по имени Китоврас до сорвавшего аплодисменты таракана-кукарачи с гитарой.

    Выглядят все они волшебно, фантазия художника очаровывает, зрителю остается принять правила, им заданные. Спектакль сделан по идеологии барокко, современной Сервантесу: жизнь есть сон. Надо только разобраться, чей это сон - зрителя, режиссера, Сервантеса или Дон Кихота? В иллюзорном мире одно неизменно - игра с роком. Финал спектакля: "когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке", по словам Тарковского, - автор оставляет открытым.

    Справка "РГ"

    Виктор Плотников - сценограф, основатель театра "Белый козел", начавшегося со спектаклей на кухне, в затем объехавшего весь мир. В России Плотников оформил более 40 постановок, самая известная - Snow Show Вячеслава Полунина. Плотников работает в редком жанре - "театр художника", или сам себе режиссер. В 2008-м его "Каприч`ио" в курганском "Гулливере" завоевал Гран-при международного фестиваля "Петрушка Великий" в Екатеринбурге. "Дон Кихот" включен в программу "Петрушки-2018".

    Поделиться