издается с 1879Купить журнал

Космодром Билимбай

Жители уральского поселка мечтают сделать его известнее Байконура

Билимбай - небольшой пасторальный поселок с деревянными избами, находится в 60 километрах от Екатеринбурга. Всего 6 тысяч жителей. Таких в России миллионы, но этот особенный. Даже на Урале мало кто знает, что именно в Билимбае открылась дорога в космос.

Оторваться от земли

Вот он, прародитель современных шаттлов - ближний истребитель БИ-1. Красуется на крыше местного музея. Конечно, это не оригинал - тот разбился в далеком 1943-м вместе с летчиком-испытателем Григорием Бахчиванджи. А полную копию, точности которой удивились профессиональные конструкторы, собрали местные предприниматели: Станислав Могила, Андрей Моисеев и Дмитрий Разбойников.

За самолетом последовала капсула космического корабля "Восток", в которой на Землю вернулся Гагарин, и модель первого искусственного спутника Земли.

- Люди приезжают, смотрят: что за чудо? Хочешь, не хочешь, приходится рассказывать, какой у нас не-обычный поселок, - улыбается Стас. - "Заболели" мы историей Билимбая, можно сказать, случайно, когда сюда переехал офис нашего предприятия. От старожилов услышали, что в цехах местного завода в Великую Отечественную войну собирали самолет с реактивным двигателем. Полезли в архивы и с удивлением узнали, что в Билимбай была эвакуирована целая плеяда будущих сподвижников Сергея Королева. По тем временам это был грандиозный научный эксперимент: первая попытка оторваться от земли с помощью реактивного двигателя.


Собор Сибирской Богоматери

- Началось все три года назад как хобби, а закончилось основанием музея и фонда, который мы назвали по фамилии исконных владельцев этих земель - "Фонд Строганофф", - Стас ловко взбирается по стремянке на крышу бывшего дома священника и протягивает руку. - Поднимайтесь!

Вид отсюда - дух захватывает: прямо напротив - огромный храм Святой Живоначальной Троицы, точнее, то, что от него осталось: за 138 лет произошло немало перипетий, снесли купол и колокольню, но белые колонны с чугунными коринфскими капителями, изящная лепнина и лучезарная дельта на фронтоне до сих пор свидетельствуют о былом величии.

Всплывают смутные воспоминания: где же я видела что-то подобное?

- В Петербурге и Москве, - подсказывает наш гид. - Это сейчас Билимбай - провинция, а когда-то - центр горного округа. Конечно, здесь была одна из самых больших и богатых церквей. Заложили ее в 1820 году. Бытует версия, что архитектором стал крепостной Строгановых Иван Свиязев, который служил инспектором на строительстве храма Христа Спасителя. А за основу взят проект другого зодчего этой семьи, Андрея Воронихина, автора Казанского собора.

- А при чем тут Сибирская Богоматерь?

- У нас здесь вся история с оттенком воинской славы, - отвечает Стас.

- Билимбаевский храм Строгановы посвятили победе над Наполеоном, ведь на местном заводе в 1812-1813 годах отливали пушечные ядра, бомбы и картечь для армии. Собором Сибирской Богоматери церковь прозвали уже в Великую Отечественную эвакуированные инженеры: Николай Камов, Михаил Миль и их соратники, с которых начались знаменитые советские вертолеты "Ка" и "Ми". Тогда их называли автожирами. Собирали автожиры прямо в алтаре. И тут же спали.


Визит императора

Стаса, Андрея и Дмитрия в Билимбае знает каждый, обращаются уважительно, по имени-отчеству. Для местных жителей они не просто меценаты, это люди, которые своими руками возрождают историю поселка. Тема власти в разговоре всплывает, но меня просят ее не трогать: областная на словах поддерживает, но денег не дает, городская вообще палки в колеса ставит - не нравится ей такая гражданская активность.

Друзья везут нас на машине по узким деревенским улицам, комментируя все вокруг, как заправские экскурсоводы. Вот бывший правленский дом, то есть заводоуправление, окруженное многовековыми лиственницами. Часовня в готическом стиле для иностранных мастеров: железным скобам по 200 лет, но ни следа ржавчины. Водяная мельница с характерными для Строгановых классическими арками. Чтобы молоть зерно круглогодично, русло реки завели внутрь помещения. Железнодорожный вокзал, больше похожий на сказочный теремок. Когда декабристов гнали по этапу в Сибирь, говорят, они останавливались именно тут. Роща Могилица, где по инновационной технологии высадили 28 тысяч корабельных сосен. Их стволы сегодня достигают 25-28 метров в высоту. Лесное хозяйство в Билимбае было настолько образцовым, что в 1895 году осмотреть его приехал лично имперский министр земледелия Алексей Сергеевич Ермолов и даже приобрел здесь саженцы.

- А кого еще из "звездных" гостей помнят эти улицы?

- Ой, да много кого! Например, в 1899-м с инспекцией на заводе побывал Дмитрий Менделеев. А в 1824-м поселок был взбудоражен визитом Александра I. Императора встречали хлебом-солью и многократным "Ура!". Утром следующего дня, едва часы пробили восемь, он изволил пойти на завод. Увиденным остался доволен, за что пожаловал управляющему золотую табакерку.


Заводские подмостки

К сожалению, пристань, от которой по реке Чусовой отправлялись в центральную Россию барки с чугуном и железом, не сохранилась. А вот чугунолитейный завод, открытый еще в 1734 году, жив, хотя и нельзя сказать, что здоров: часть помещений разрушена, часть пострадала от пожара. В том числе заводской театр на 300 мест.

- Театр? Я не ослышалась?

- Вот именно. У Строгановых была своя, как бы мы сейчас сказали, соцполитика: крепостных не только лечили, учили, но и приобщали к искусству. Кроме того, они ввели в Билимбае трудовое законодательство, судебный устав, ссудную кассу. Даже платили рабочим выходные пособия и пенсии, - говорит Дмитрий.

Строгановский завод сейчас находится на частной территории, туда никого не пускают, так что мы смогли полюбоваться уникальным комплексом из красного кирпича лишь издалека. Но все равно впечатление очень сильное, так и представляешь, как снуют телеги с рудой, шумят мастеровые, дымит печь.

- Александр Кузьмин, президент Российской академии архитектуры, побывав в Билимбае, заявил, что только здесь сохранилось в первозданном виде горнозаводское поселение XVIII-XIX века: завод, плотина, административные здания, - в голосе Стаса слышна гордость за малую родину.

- Можно ездить за тысячи километров, чтобы посмотреть на чужие развалины, тогда как вот она, история, под ногами.

Мы прощаемся с краеведами-любителями на окраине поселка. Планов у них - громадье. К примеру, на днях решили отправить в Париж письмо Элен де Людингаузен, последней в роду Строгановых. Хотят пригласить ее в Билимбай.

- Как вы думаете, ответит?

- Должна ответить! Билимбай - сакральное место, сюда всех тянет, недаром с тюркского это означает "богатый знаниями". А Байконур, кстати, - "богатая долина".