Законопроект поступил в парламент Киргизии в начале 2017-го. Что интересно, годом ранее на общественное обсуждение был вынесен более жесткий вариант документа. Тогда министерство экономики республики предложило увеличить налог не только на автомобили, но и на недвижимость площадью свыше 200 квадратных метров. Ставка должна была вырасти почти в 2,5 раза.
Что же касается "железных коней", то речь первоначально шла об увеличении налога на движимое имущество для всех автовладельцев. Только для одних он бы вырос в полтора-два, а для других - в три-четыре раза, в зависимости от срока эксплуатации машины и объема двигателя.
Но в феврале 2017-го в Жогорку Кенеш поступил законопроект в другой редакции. Как пояснили в минэкономики, в ходе общественного обсуждения поступило много замечаний. В результате было решено отказаться от увеличения налога на недвижимое имущество. Ощутимо изменилась и часть документа, посвященная плате за обладание транспортными средствами.
В министерстве отказались от плана повысить налог для всех автовладельцев, ограничившись только теми, у кого в собственности находятся машины с объемом двигателя больше 3500 кубических сантиметров, но опять же в зависимости от срока эксплуатации и с учетом корректировочных коэффициентов.
К примеру, за автомобиль с объемом двигателя 3501 кубический сантиметр до пяти лет эксплуатации пришлось бы платить 7875 сомов в год (сейчас 3150). Когда первый показатель превысит цифру 4700, то отдать надо будет уже 16920 сомов (сейчас 4230).
Каждые пять лет использования машины сумма должна была бы уменьшаться. Владельцев авто старше 15 лет повышение налога не должно было затронуть вообще. В правительстве пообещали, что основной части населения увеличение налога на движимое имущество не коснется, так как машин с двигателями объемом более 3500 кубических сантиметров и не старше 15 лет в респуб-лике не более трех процентов от общего числа автотранспортных средств.
- Данный налог можно назвать социально справедливой платой за право эксплуатации премиальных автомобилей, - отмечал бывший тогда министром экономики Арзыбек Кожошев.
По его данным, в результате увеличения суммы обязательной выплаты бюджет страны каждый год будет получать дополнительно 180 миллионов сомов.
Однако депутаты парламента КР, получив законопроект для изучения, раскритиковали правительственную инициативу. Народные избранники заявили, что автомобили с большим объемом двигателя давно не являются для киргизстанцев премиальными.
- Они есть у фермеров, чабанов. Люди не смогут платить налог. Нельзя лезть к ним в карманы. Нужно придумать другие способы пополнения бюджета, - заявил член фракции "Республика - Ата-Журт" Жыргалбек Турускулов.
А его коллега Максат Сабиров отметил, что "платить, зажиточные не будут и заставить их это делать не удастся".
Однако независимые эксперты называли другую причину такого отношения депутатов к законопроекту. В интернет-изданиях республики опубликовали данные из деклараций народных избранников. Многие из них либо их близкие родственники являются владельцами дорогих автомобилей, в основном "лексусов", "тойот", "рэндж роверов" стоимостью от 80 тысяч долларов и выше.
Поэтому, по словам экспертов, надежд на то, что законопроект примут в такой редакции, мало.
В министерстве экономики пока не уточняют, был ли отозван документ совсем либо он будет каким-то образом изменен и вновь представлен на рассмотрение парламентариев.
Тем временем
Число желающих переоформить автомобили выросло в несколько раз после того, как в Киргизии начался период, в течение которого можно перерегистрировать транспортное средство на льготной основе. Об этом заявили в Государственной регистрационной службе (ГРС) КР.
По данным ведомства, с начала акции - со второго апреля 2018 года - около 30 тысяч человек переоформили автомобили на себя. "Большинство предпочитает брать новый техпаспорт, а не ставить печать о смене владельца в старом", - отметили в ГРС.
Льготная перерегистрация автомобилей продлится до второго июля 2018 года. Кампания призвана решить проблему владения машинами в республике по доверенности.
В течение трех месяцев стоимость переоформления "железных коней" на реальных собственников будет дешевле, чем обычно, в три-четыре раза.