Рано дед проснулся,
Крякнул, потянулся,
Давши мыслям волю,
Вспомнил внучку Олю.
Семь часов пробило;
Затопили печку,
Темно очень было,
И зажег он свечку.
И дедушка хилый
К внучке своей милой
Пишет поздравленье
С днем ее рожденья.
Пишет понемногу,
Часто отдыхая,
Сам молится Богу,
Олю вспоминая...
Если Бог даст силы,
Ровно через год
Оле, внучке милой,
Дедушка пришлет
Книжку небольшую
И расскажет в ней:
Про весну младую,
Про цветы полей...
Про лесного Мишку,
Про грибочек белый -
И читать день целый
Станет Оля книжку.
Сергей Аксаков, 1853
Эти стихи были предвестием той великой книги, перечитать которую сегодня есть особенный повод: 160 лет назад вышли в свет "Детские годы Багрова-внука". Приложением к этой автобиографической повести была издана и сказка "Аленький цветочек".
А еще нынче исполняется 170 лет со дня рождения любимой внучки писателя - Ольги Григорьевны Аксаковой. Именно ей посвящены и уже прочитанные вами стихи, и "Детские годы...", и "Аленький цветочек".
Сказке про цветочек повезло: ее всегда иллюстрировали лучшие художники. "Детские годы Багрова-внука" выпускали часто вовсе без иллюстрации, мелким шрифтом. И кто теперь помнит, что эта книга написана для детей от шести до десяти лет?..
Обдумывая в середине 1840-х замысел автобиографической книги, Сергей Тимофеевич прежде всего занялся "наживкой" для маленького читателя. "Тайна в том, - записал он в своей рабочей тетради, - что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых..."
В 1848 году родилась внучка, и рукопись получила название "Дедушкины рассказы". К десятому Олиному дню рождения "Детские годы Багрова-внука" вышли с посвящением на титульном листе: "Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой".
Большую часть книги Сергей Тимофеевич не писал, а надиктовывал дочери Вере. Аксаков потерял зрение, и ему оставалось надеяться лишь на память сердца.
"Детские годы Багрова-внука" - самое, быть может, убедительное свидетельство того, что видеть сердцем можно, и это наше истинное зрение.
При всей строгости формы и категорического отказа автора от того, чтобы просто развлекать детей занятными историями, проза Аксакова получилась колыбельной. Набегавшегося за день ребенка она легко угомонит. Но только в том случае, если книга звучит, если ее читают вслух.
Кто-то скажет: да от этих стариковских мемуаров ребенок заскучает и уснет. Так и слава Богу! Не счастье ли - уснуть на добром слове?.. Проза Аксакова по призванию своему - колыбельная.
Вернемся к Оле Аксаковой, любовь к которой вызвала к жизни "Детские годы..." и "Аленький цветочек". Когда умер дедушка, ей шел одиннадцатый год. Повзрослев, Ольга Григорьевна всю жизнь посвятила сохранению и описанию семейного архива.
Внучка автора "Аленького цветочка" умерла от голода в селе Языково Самарской губернии 20 апреля 1921 года.