Новости

17.05.2018 00:36
Рубрика: Общество

Любовь, возносящая в небо

17 мая православные верующие отмечают праздник Вознесения Господня
"...просмотрел статейку про Пасху и хочу спросить. А ниче, что читатель не лох, и его не удивить голливудскими трюками: ожившими мертвецами, полетами в небе?" Sivyj Merin (орфография автора)

Да нет, уважаемый Sivyj Merin, ничего. Дело ведь не в удивлении. Иисус Христос не фокусник и даже не волшебник, вербующий адептов банальной ловкостью или сверхъестественными способностями. Бог никогда никому не навязывает чудо, все обстоит прямо противоположно, поэтому спасибо за вопрос. По сути, самый главный вопрос: во что мы верим и почему? В чудеса, потому что они нас изумляют, покоряют, подавляют демонстрацией сверхчеловеческой силы, или во что-то другое? Сегодня мы обязательно найдем ответ на него, но начнем с рассказа о движения вверх, в небо - сейчас поймете, почему.

Наш номер выходит в день великого христианского праздника - Вознесения Господня (17 мая), установленного в честь события Вознесения Иисуса Христа на небо. Евангелие сообщает, что событие Вознесения Христа произошло на сороковой день после Пасхи, поэтому праздник Вознесения всегда отмечают в четверг шестой недели после Светлого Воскресения Христова, но точная календарная дата его каждый год разная, она зависит от подвижной даты Пасхи. Праздник Вознесения длится десять дней, вплоть до Троицкой родительской субботы (26 мая), предшествующей празднику Троицы (27 мая).

После Воскресения из мертвых Иисус Христос еще сорок дней был на земле, являясь Своим ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру в экстраординарное событие, событие, превышающее человеческий опыт, - в Свое Воскресение из мертвых, в Свою победу над смертью. Иисус готовит апостолов к грядущему служению. Как сказано в Евангелии, Он отверзает им "ум к уразумению Писаний", рассказывая о Царствии Божьем.

И вот на сороковой день после Пасхи Христос собирает апостолов, приводит их на Елеонскую гору и возносится на небо. Перед самим событием Вознесения происходит важный диалог: Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем и о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его последователей, и они будут крещены Духом Святым. Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие - это торжество некоей политической системы, спрашивают у Христа: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" И Христос сурово отвечает: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти", - и это ответ всем нам, людям, постоянно вопрошающим о временах и сроках конца света, Второго пришествия. После этих знаменательных слов Спаситель обещает ученикам, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой (это событие мы будем отмечать на Троицу). И говорит о том, что, приняв Духа Святого, апостолы начнут свою проповедь во всей земле. "Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их".

Вознесение Господа Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив смерть как страшное последствие греха и тем самым дав каждому человеку возможность воскреснуть, Христос показал, что возможно и большее обожение человеческого тела, ведь Спаситель вознесся в человеческом теле. И этим вознес человеческую природу. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены, "восхищены на облаках" будут только те, кто "распял свой грех через покаяние и жительство по Евангелию". И тут, уважаемый поклонник Голливуда, хочу признаться: рассказывая сегодня о Христе, я намеренно не употребляла самое главное слово, без которого говорить о Боге бессмысленно. Это слово - Любовь. Бог принял человеческое естество, умалил себя до нас - грешных, страдающих, смертных - из любви. Из любви к нам принял боль предательства, горечь отступничества самых близких, измену и малодушие учеников, тоску одиночества, неправедный суд, оскорбления, ненависть толпы, страдания и позорную казнь на Кресте. Принял мучительнейшую из всех возможных смерть... Все из любви. Вот это и есть чудо - умение любить, прощать, сострадать, жертвовать собой ради другого, даже врага. Это чудо, все остальное, вы правы, голливудские трюки.

Кстати

До революции на праздник Вознесения Господня никто не работал, звонили колокола, народ радовался. В такой праздничный день 26 мая (6 июня) 1799 г. родился Пушкин. Разве не чудо? Родился русский гений, и народ ликовал - пусть еще и не его рождение, а день Вознесения, но какой в этом глубокий смысл! Поэт, вознесший русскую словесность до высот недостижимых; гений, вся жизнь которого - восхождение над своим человеческим: наследственностью, воспитанием, социальными рамками, темпераментом, характером, средой, появился на свет именно в праздник Вознесения. При всеобщем ликовании и звоне колоколов! Чудо Божье. Пушкин тоже воспринимал это как особый знак: любил и выделял праздник, хорошо знал икону "Вознесение Господне" и для венчания выбрал храм Большое Вознесение у Никитских Ворот в Москве.

Молитва

Читается, когда заметишь

за собой какой-нибудь грех

Господи! Грехи наши на кресте пригвоздивый, пригвозди ко кресту Твоему и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей Твоей милости. (И наложить на себя крестное знамение.)

св. Иоанн Кронштадтский