Орловские льготники пошли за соцподдержкой в суд

В Орловской области молодые медики не получили подъемные, сельских педагогов незаконно лишили компенсаций на услуги ЖКХ, а чернобыльцев - социальных выплат. Ситуацию изучил корреспондент "РГ".

Как заработать миллион

В суде Советского района завершились слушания по искам молодых медиков, которые не получили подъемные в один миллион рублей. Они стали участниками программы "Земский доктор". Бюджетная компенсация положена за переезд и трудоустройство в сельской местности. В Орловской области в прошлом году выплаты не получили 18 медиков, и десять из них пошли в суд.

Как сообщили в департаменте здравоохранения, 60 процентов единовременной выплаты выдается из федерального бюджета по линии ФОМС, а остальное доплачивает региональная казна. В областном бюджете имелись средства на оплату своей доли, но в ФОМС лимиты уже были исчерпаны.

В прокуратуре региона информацию подтвердили. Однако там считают, что чиновники затянули с оформлением заявки: договоры с медиками были заключены только в середине декабря, хотя большинство из них трудоустроилось в сентябре.

Зампрокурора области Сергей Панкратов внес представление в облздрав и потребовал "в кратчайшие сроки принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, а также привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц". В результате в облздраве сменился руководитель, а чуть позже было подтверждено право врачей на выплаты.

- Суд принял решение об удовлетворении исков, - сообщила помощник судьи Советского районного суда Елена Тришина. - Истцы требовали взыскать компенсационные выплаты - по 600 тысяч рублей с ФОМС и по 400 тысяч с департамента здравоохранения.

Решения не вступили в законную силу. Облздрав готовится обжаловать их в апелляционном порядке. Это одна из проблем, с которыми приходится сталкиваться льготникам. Чиновники судятся до последнего. Пока дело не пройдет все инстанции, спор не проигран. Льготники теряют время, а бюджет - деньги. Судебные расходы ложатся на проигравшую сторону и оплачиваются за счет казны региона.

Детсад какой-то

Это лишь одна из историй. Например, суды удовлетворили десятки заявлений бывших сельских педагогических работников. Они трудились в советские годы в детских садах. В 1990-е прошла реорганизация. Детсады были преобразованы в муниципальные учреждения, так как построившие их колхозы и совхозы закрылись или сменили форму собственности.

Педагогические работники-пенсионеры, трудившиеся и проживающие на селе, получают стопроцентную компенсацию расходов на услуги ЖКХ. Однако еще в прошлом году органы соцзащиты стали отказывать им, ссылаясь на недостаток стажа. Он должен составлять не менее десяти лет. По мнению чиновников, детсады были не государственными, а ведомственными. Следовательно, льгота не положена.

- Такой иск был рассмотрен в поселке Хомутово, - пояснила старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Женщина работала в колхозном детсаду с 1987 по 1994 год. Однако после перерасчета ее государственный стаж составил менее пяти лет.

Льготники теряют время, а бюджет - деньги: в итоге судебные расходы оплачиваются за счет казны региона

Прокуратура подала иск в интересах пенсионерки. Чиновники сослались на областной закон об образовании. В нем четко не сказано, что экс-работники ведомственных детсадов имеют право на льготы. Однако норма содержится в федеральном законе об образовании. Льгота положена независимо от того, в организации какой формы собственности трудился человек.

В 2008 году это подтвердил Верховный суд.

- Суд удовлетворил заявленные требования, - продолжает Елена Семина. - Отказ предоставить пенсионеру компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг был признан незаконным.

Сколько всего экс-работников лишилось льгот - неизвестно. Органы соцзащиты такие данные не приводят. А суды рассматривают иски конкретных людей. Пока поток не иссякает.

Бюрократический капкан

Орловская область пострадала от катастрофы на ЧАЭС. Поэтому льготников здесь немало. Но им тоже приходится идти в суд. Например, в поселке Кромы семье отказали в детских пособиях. Родители - инвалиды по слуху. У них двое детей, которые с рождения состоят на учете и наблюдаются в ЦРБ.
- Поселок Кромы относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, - пояснила Елена Семина. - Несмотря на это, центр соцзащиты населения отказал в назначении детям предусмотренных законодательством выплат.

Родители зарегистрированы в Орле, который особого статуса не имеет, но живут в Кромах. Но им пришлось доказывать, что "прописка" значения не имеет. Важен факт непрерывного проживания на "загрязненной" территории. Установить это можно с помощью опроса соседей и родственников, сотрудников учреждений, что и сделал суд. Для чиновников же важнее оказался штамп в паспорте.

Районный суд удовлетворил исковые требования прокуратуры, которая отстаивает интересы семьи. Было доказано, что дети и родители постоянно проживают в поселке, а значит, имеют право на льготы. Однако органы соцзащиты обжаловали решение в областной суд. Это означает, что семья еще несколько месяцев не увидит положенных выплат.

При подобных обстоятельствах случаются и иные повороты. По мнению регионального омбудсмена Александра Лабейкина, законодательство не оправдывает ожидания граждан. Касается это и чернобыльцев. В качестве примера он привел обращение орловчанки, попавшей в бюрократический капкан. Женщина переехала из одного дома в другой - в том же поселке.

- В связи с болезнью она была зарегистрирована по новому месту жительства спустя почти два месяца после снятия с учета, - пояснил Александр Лабейкин. - На тот момент уже вступили в силу изменения в федеральный закон, уточняющие условия предоставления мер соцподдержки.

Соцвыплата положена при постоянном проживании в "загрязненной" зоне непосредственно перед ее предоставлением в течение четырех и более лет. Согласно разъяснению МВД РФ продолжительность периода между перерегистрацией при изменении места жительства не должна превышать семи дней. Только в таком случае период проживания считается непрерывным и право на льготу сохраняется.

- Таким образом, женщина, постоянно проживающая в этой зоне более 30 лет и не покидавшая ее пределов, утратила право на выплату из-за превышения установленного семидневного периода, - продолжает Александр Лабейкин. - А из-за бюрократических проволочек осуществить снятие-регистрацию в такой срок бывает очень непросто.

Это одно из "узких" мест в законодательстве. Было бы логично, если бы норма о непрерывном проживании в течение четырех лет действовала только в одном случае - когда человек переезжает из "чистой" зоны в "загрязненную". А на практике получается, что при переезде с одной улицы на другую надо заново подавать заявление на выплаты и собирать пакет документов.

Если не успеешь зарегистрироваться по новому адресу в течение семи дней, то автоматически теряешь право на льготу. Оно возникнет вновь лишь через четыре года. По словам Александра Лабейкина, в подобных случаях заявителям, помимо консультации, предлагается юридическая помощь. Многие адвокаты оказывают ее бесплатно.

Однако не все льготники принимают такие предложения. Омбудсмен связывает это с нежеланием обращаться в судебные инстанции. Некоторые готовы махнуть рукой на потерянные льготы, только бы не судиться с чиновниками. 

Компетентно

Ирина Гаврилина, руководитель департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области:

- На региональном уровне ведется работа по созданию Единой государственной информационной системы соцобеспечения (ЕГИССО). Она исключит дублирование предоставления мер соцподдержки, оптимизирует процесс учета и позволит более точно планировать расходы бюджетов. ЕГИССО обеспечит гражданам доступ к полной информации обо всех мерах соцподдержки, право на которые они имеют, и предоставит возможность получать ее не выходя из дома.