Как рассказал "РГ" отец мальчика Андрей Пищев, его сын (тоже Андрей) с детства страдает мышечной дистрофией Дюшенна. Это очень серьезное заболевание, которое может привести к полной потере движения. Месяц назад они приехали в Илизаровский центр, чтобы исправить контрактуры ног. После операции врачи наложили на обе ноги подростка гипс, который можно снять только через 70 дней. Перед выпиской Андрей Пищев позвонил в свой Приморский региональный Фонд социального страхования (ФСС), чтобы там заказали билеты на самолет. Но там уперлись: только по железной дороге!
- В Курган мы добирались на поезде, - рассказал Пищев-старший. - Но тогда была другая ситуация, Андрюша мог двигаться. А сейчас обе ноги в гипсе, в коленях не гнутся. А ехать целых шесть дней. К тому же в поезде трясет, а ноги, по рекомендации врачей, должны находиться в покое. Все это я пытался объяснить нашему ФСС.
После длительных переговоров отцу все-таки удалось убедить чиновников оформить им авиабилеты с пересадкой в Москве. Когда их выписали из клиники, они прибыли в аэропорт Кургана. Но тут их поджидала другая неприятность. Сотрудники авиакомпании UTair наотрез отказались перевозить ребенка в гипсе.
- Мне объяснили, что в билетах не указано, что ребенок инвалид-колясочник, - рассказал Андрей Пищев. - Для таких пассажиров надо, мол, заказывать два кресла, а свободных мест на борту нет.
Что делать? Куда идти с больным ребенком? Местные жители, с которыми Пищевы познакомились в Илизаровском центре, помогли снять комнату. А в это время мама Андрея уже дома в Приморье побежала в фонд и потребовала организовать перелет сына-инвалида. Только 16 мая, когда фонд купил для Пищевых билеты, их посадили в самолет и отправили в Москву. В общей сложности, дорога у них заняла 22 часа. А вот из Москвы до Владивостока они добрались без трудностей. Когда отец пришел на регистрацию, ему предложили на выбор четыре удобных для ребенка места.
Между тем в авиакомпании "РГ" пояснили, что они сразу бы обеспечили все условия для перевозки ребенка, если бы при оформлении билета было указано, что требуется специальная поддержка для пассажира. "Utair имеет многолетний опыт перевозки детей, которым нужны особые условия в полете", - сообщили в пресс-службе.
Приморское отделение Фонда социального страхования тоже оправдывается и перекладывает всю вину за инцидент на пассажиров. На своем официальном сайте они опубликовали комментарий, в котором говорится, что фонд обеспечивает льготников бесплатными билетами на проезд к месту лечения и обратно. По закону право на авиаперелет вне зависимости от стоимости билета имеют только люди с заболеванием или травмой спинного мозга. Людям со всеми остальными диагнозами билеты должны предоставляться на транспорт (авиа- или ЖД) в зависимости от стоимости поездки на соответствующую дату, - на какой транспорт билет дешевле, на такой и должны предоставить направление.
- В соответствии с правилами авиаперевозок пассажиры должны заранее сообщать авиакомпании о специальных требованиях к условиям перевозки, - пишут чиновники. - Сотрудники фонда, к сожалению, также узнали о появившейся особенности уже после инцидента с отказом в регистрации. Тем не менее у отца ребенка на руках были билеты с открытой датой на поезд, которыми он мог воспользоваться в любой момент. Он предпочел остаться в Кургане и ждать возможности улететь.
Историю перелета ребенка-инвалида первым рассказал президент приморского общества инвалидов-спинальников "Ковчег" Артем Моисеенко.
- Надо не иметь сердца, чтобы не пустить больного ребенка на рейс, - говорит Артем. - Три дня мальчик с отцом провели в чужом городе. В Кургане уже отключили отопление, а на улице ночью минусовая температура, в квартирах холодно. А ведь можно было и не устраивать такие чудовищные испытания. Парнишка невысокого роста. Его ноги спокойно умещались на коленях отца, поэтому им вполне бы хватило два кресла.
Артем признался, что сам он летает часто. Никогда никого не предупреждает, подобных проблем у него не возникало. Общественник обещал тоже помочь Пищевым, если дело дойдет до судебных разбирательств.
Тем временем Уральское следственное управление на транспорте СК России даст оценку действиям сотрудников авиакомпании. Идет доследственная проверка, после чего будет принято процессуальное решение.