Новости

17.05.2018 12:49
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Никому не нужен?

В Барнауле могут закрыть старый мост через Обь
К тому, что в последнее время происходит вокруг Старого коммунального моста через Обь, хорошо подходит известное выражение: "На тебе, боже, что мне негоже". Сначала от моста после судебных разбирательств открестилась барнаульская мэрия. Теперь две федеральные структуры - Росимущества и Росавтодор - спорят в суде о том, кому взять на себя такую обузу. Дело может дойти до того, что движение по Старому мосту, который нуждается в капитальном ремонте и сейчас является бесхозным, временно закроют, и это приведет к увеличению нагрузки на Новый мост. Тогда на въезде в Барнаул образуются автомобильные заторы, а на главных магистралях города, выходящих к Оби, станет еще теснее.
Бесхозный мост продолжает приходить в негодность, а движение по нему становится все более опасным. Фото: Семен Морозов/РГ Бесхозный мост продолжает приходить в негодность, а движение по нему становится все более опасным. Фото: Семен Морозов/РГ
Бесхозный мост продолжает приходить в негодность, а движение по нему становится все более опасным. Фото: Семен Морозов/РГ

Коммунальный мост появился 59 лет назад, его пристроили к железнодорожному - наследию царских времен, которому в этом году исполнится 104 года. Новый инженерный объект получился сложным - его уровень оказался выше железнодорожного моста, а качество конструкций - ниже того, что было построено при Николае II. И если состояние железнодорожного моста по сей день вполне удовлетворительное, то его соседу капитальный ремонт понадобился уже спустя 13 лет после сдачи в эксплуатацию - в 1972 году. В 2003-м и 2009-м коммунальный мост снова ремонтировали.

Весной 2013 года на эстакаде провалилась плита проезжей части, и стало очевидно: требуется очень основательный ремонт. По подсчетам специалистов, он обойдется примерно в пятьсот миллионов рублей. У мэрии таких денег не было, поэтому городские власти ограничились тем, что за 11 миллионов рублей отремонтировали участки пешеходной части и укрепили дорожные плиты. В декабре 2013-го мост, наконец, открыли, но с запретом для проезда больших автобусов и грузовиков массой свыше десяти тонн - на подъездах к нему с обеих сторон поставили ограничительные рамки. Но это не помогло, и в 2015 году мост закрывали на три месяца, чтобы поменять асфальтовое покрытие.

Так бы продолжалось и дальше, но летом 2016-го прокуратура обязала барнаульских чиновников до конца следующего года отремонтировать объект должным образом: усилить железобетонные плиты, заменить деформационные швы и отдельные пролеты, установить современные ограждения, восстановить водоотводные устройства и обновить асфальт. В мэрии подсчитали расходы и... пошли в суд. Чиновников можно понять: полумиллиарда рублей в тощей муниципальной казне нет, а значение Старого моста выходит за городские рамки - это объект регионального, а то и федерального уровня.

В ноябре 2017 года Центральный районный суд Барнаула передал мост с баланса городской администрации межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай. Там неожиданному "подарку" и необходимости его ремонта, естественно, не обрадовались и подали иск. В феврале нынешнего года краевой суд отменил предыдущее решение районного суда, и Росимущество предложило передать объект Росавтодору - профильной структуре. Однако дорожное ведомство такой поворот событий не устроил и в конце мая имущественный спор будет рассмотрен в арбитражном суде.

Между тем бесхозный мост продолжал приходить в негодность, движение по нему становилось все более опасным. А городские и краевые власти не имели права отремонтировать объект и подъезды к нему - это стало бы нецелевой тратой средств. А у Росимущества, в чьем ведении находится мост, для этого нет ни полномочий, ни финансовой возможности.

Скандал с никому не нужным объектом разрастался, СМИ публиковали неприглядные фотографии, в соцсетях негодовали водители, а 29 апреля 2018 года произошла почти детективная история - за один день были отремонтированы автодорога, пешеходный переход и подъезды к мосту. По чьей инициативе и за чей счет - неизвестно: официальные лица на этот вопрос отвечают предельно уклончиво.

Хотя острота ситуации снята, все понимают, что только на время. А что дальше? В ГИБДД предлагают ограничить движение, из Росимущества в мэрию тоже направили предписание о временном ограничении трафика по Старому мосту, пока окончательно не определится его новый хозяин. Однако сделать это непросто - по мосту ежедневно проезжают более 17 тысяч автомобилей, через него проходят маршруты многих автобусов.

Закрыть Старый мост - значит увеличить нагрузку на Новый. Тем самым вызвать недовольство многих жителей Новоалтайска, работающих в Барнауле - времени на дорогу туда и обратно у них будет уходить заметно больше. Соответственно, если сейчас по Новому мосту в среднем проезжают 26 тысяч автомашин в сутки, то их число может вырасти в полтора-два раза и неизбежно возникнут заторы.

Эксперты сходятся во мнении, что такой значимый объект, конечно же, не должен находиться на балансе муниципалитета. Ясно почему не хочет брать его под свое крыло и Росавтодор. Вовсе не потому, что нет денег на ремонт. Деньги как раз найдутся, однако будет создан прецедент. Объектов, подобных барнаульскому коммунальному мосту, в стране хватает. Да что далеко ходить - в чем-то схожая ситуация в Рубцовске, до которого от Барнаула ведет трасса федерального значения А-322. На 320-м километре она как бы прерывается, поскольку следующие семь километров - в черте города - считаются муниципальными. А на 327-м трассе вновь возвращается федеральный статус. В итоге краевая дорога - достойного качества, а городская - "убитая" транзитным транспортом.

Между тем

Есть несколько вариантов ремонта Старого моста. Во-первых, на субсидию, либо трансферт из средств федерального бюджета, при этом сам объект перейдет в краевую собственность. Во-вторых, бывший коммунальный мост может стать мостом федерального значения, и это было бы самым справедливым и ответственным решением. В- третьих, есть такое понятие "целостность объекта" и его следует соблюдать. Стержнем старого моста остается его железнодорожная составляющая, а это зона ответственности РЖД. Поэтому железнодорожники совместно с Росавтодором могут взять ремонт на себя. Здесь решающее слово будет за минтрансом РФ.