Новости

18.05.2018 12:15
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Эксперты посоветовали не торопиться с переходом на прямые договоры за ЖКУ

Текст: Андрей Андреев (Нижний Новгород)
Представители межрегионального информационно-расчетного центра ООО "Центр-СБК" и ресурсоснабжающих организаций на круглом столе в выездной редакции "Российской газеты" в рамках 20-го международного научно-промышленного форума "Великие реки" обсудили проблемы перехода на прямые договоры с потребителями ЖКУ.
 Фото: Валерио Патрукко/РГ  Фото: Валерио Патрукко/РГ
Фото: Валерио Патрукко/РГ

Заместитель директора по работе с абонентами ОАО "Нижегородский водоканал" Александр Татаринов напомнил, в чем суть нововведений. Прямой договор между потребителем услуг и ресурсоснабжающей организацией позволяет исключить промежуточное звено в виде неблагонадежных управляющих компаний, у которых нередко оседают платежи населения за поставленные ресурсы. Из-за этого копятся долги, что наносит финансовый ущерб ресурсоснабжающим организациям и в итоге может привести к снижению качества предоставляемых жителям коммунальных услуг. Поэтому они на общем собрании могут принять решение заключить договоры и рассчитываться с поставщиками ресурсов напрямую. Кроме того, и сами ресурсоснабжающие организации имеют право отказаться от договора с управляющей компанией (УК) и заключить прямой договор с потребителем, если УК имеет задолженность.

- Сложившиеся взаимоотношения между нами, некоторыми управляющими компаниями и  ООО "Центр-СБК" еще до введения новшеств в законодательство предполагали в какой-то степени прямые расчеты с потребителями, - говорит Татаринов, - но теперь вместе с деньгами мы получаем и ряд обязательств, которые раньше были у управляющих компаний. Хотя четких разграничений, что должны делать для потребителя УК, а что ресурсоснабжающие организации, пока нет. Мы ждем, что это разъяснят подзаконные акты.

Как считает заместитель генерального директора ООО "Центр-СБК" Михаил Филиппов, и получателей, и поставщиков услуг надо предостеречь от поспешных действий по переходу на прямые договоры.

- Мы давно выступали за схему прямых расчетов, но нужны согласованные действия всех участников процесса, - говорит эксперт. - Это хорошо показала недавняя ситуация в Автозаводском районе, когда спор вокруг объемов потребления ресурса в целом по домам  привел к большим перерасчетам для населения и вызвал настоящие волнения. При этом информационно-расчетный центр оказался, наверное, на самом острие конфликта. Поскольку абоненты идут к нам, и мы должны им разъяснить ситуацию и исправить начисления в платежных документах.

По его словами, чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо четкое взаимодействие между ресурсоснабжающими организациями и УК по целому комплексу вопросов: это установка и поверки счетчиков, обмен информацией о показаниях приборов учета, движении населения, об изменении площадей помещений и так далее. В Нижнем Новгороде "Центр-СБК" в большой степени является аккумулятором этой информации.

Казалось бы, здесь эта технология отработана, но все равно возникают спорные моменты, когда в информационно-расчетный центр поступают противоречивые данные из нескольких источников. По словам Александра Татаринова, все эти конфликтные ситуации могут привести к тому, что потребители перестанут платить. Но и это еще не все. При прямых расчетах у ресурсоснабжающих организаций может возникнуть ряд дополнительных обязательств, например, по установке и допуску к эксплуатации приборов учета, по контролю за сроками их госповерки. Хотя, кто будет исполнителем коммунальных услуг, из текста нововведений пока непонятно. Это проблема как для УК, так и ресурсоснабжающих организаций.

Кроме того, могут возникнуть споры по поводу разницы показаний коллективных приборов учета и объема потребления коммунальных услуг жителями дома. Это может быть либо неучтенное потребление, либо то, которое идет на содержание общедомового имущества. За этот объем несет ответственность уже УК. Но в то же время контроль за индивидуальным потреблением услуг собственниками, скорее всего, будет осуществлять уже ресурсоснабжающая организация. УК не сможет получать объективную информацию об индивидуальном потреблении, а доступ к счетчикам будет только у ресурсников.

Сегодня своеобразным "арбитром" в этой ситуации может выступить ООО "Центр-СБК".

- Поскольку вся информация стекается к нам, - говорит Михаил Филиппов, - мы можем увидеть противоречия между данными различных участников процесса. У нас есть методика, как выявить сомнительные показания. Предварительный контроль объемов потребления коммунальных услуг может быть особенно полезен в условиях прямых договоров. Суть его заключается в том, что информационно-расчетный центр получает данные индивидуальных и общедомовых приборов учета, проводит анализ, сравнивает с предыдущими периодами и видит отклонения, вызванные ошибками съема показаний. Этот предварительный контроль позволяет отследить отклонения и снять конфликт между УК и ресурсоснабжающей организацией. А с потребителей не удерживаются "лишние" деньги. Эту проблему могла бы снять и технология автоматизированного дистанционного  съема показаний приборов учета, как это делают сегодня энергетики на многих промышленных объектах. Например, практически все новые счетчики воды оснащены разъемами, которые могут подключаться к специальным передающим устройствам. Но комплект оборудования для передачи и сбора данных приборов учета стоит в 2-3 раза дороже, чем сами счетчики. Главная проблема в том, что часть потребителей захочет установить эту систему, сняв с себя обязанность по передаче данных "вручную", а другие считают, что им проще позвонить или передать данные по Интернету. Такое решение должно быть общим для дома. При этом надо учитывать, что УК тоже не готова нести такие расходы.

Что касается схемы оплаты поставленных потребителям ресурсов, то, по словам заместителя генерального директора ООО "Центр-СБК" Антона Юшкова, они склоняются к единому платежному документу, чтобы жители получали одну квитанцию за все услуги.

- Мы - единый информационно-расчетный центр, который аккумулирует всю информацию о расчетах и платежах потребителей и в обработанном виде предоставляет ее банку, который осуществляет прием платежей жителей, - говорит он, -  а затем через сводный счет банка и идет распределение этих средств ресурсоснабжающим и управляющим организациям. Мы к этим деньгам, грубо говоря, не притрагиваемся.

Таким образом, и поставщики жилищно-коммунальных услуг, и потребители могут быть уверены, что деньги не уйдут куда-то не по назначению. Роль ООО "Центр-СБК" - обеспечить автоматизацию работы с платежами потребителей так, чтобы банку не пришлось создавать, а ресурсоснабжающим организациям обрабатывать сотни тысяч платежных поручений. Задача информационно-расчетного центра - снизить затраты участников рынка жилищно-коммунальных услуг на подготовку и выставление платежных документов и получение платежей жителей. Благодаря наработанным технологиям  стоимость услуг информационно-расчетного центра намного ниже тех затрат, которые несли бы его заказчики, если бы они сами осуществляли биллинг ЖКУ.

По словам Александра Татаринова, те отношения, что сложились у ОАО "Нижегородский водоканал" с ООО "Центр-СБК", экономически выгодны. С учетом того, что заказчиков у них много, услуги намного дешевле, чем если бы это делали сами ресурсоснабжающие организации. Схема удачная и может использоваться в дальнейшем.

Что касается перехода на прямые договоры, то участники круглого стола считают, что он требует от предприятий ЖКХ взвешенного подхода, тщательной проработки всех аспектов договорных отношений, обмена информацией и ведения расчетов за услуги. Также стоит дождаться принятия подзаконных актов, четко разъясняющих права и обязанности каждой из сторон.

Экономика ЖКХ Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область Нижний Новгород Форум "Великие Реки"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники