Более того - еще одно опасение висело дамокловым мечом над многострадальным проектом - Гиллиам никак не мог его окончить.
Режиссер начал работу над лентой довольно давно. Он заговорил о ней еще в 2000 году, рассказывал, кстати, и в интервью обозревателю "РГ" когда приезжал в Россию. Изначально планировалось, что главные роли в ней сыграют Жан Рошфор и Джонни Депп. В итоге был даже снят фильм о фильме "Затерянные в Ламанче", где отображались все перипетии творческого процесса, а сам "Человек, который убил Дон Кихота" так и не появлялся на кинематографическом горизонте. "За время пути" поменялся и актерский состав. Главные роли стали играть Джонатан Прайс и Адам Драйвер, а конца съемочному процессу все не было видно...
В принципе, уже посмотрев фильм, стоит признать то, что такую картину можно снимать всю жизнь и не окончить ее никогда. Потому что Дон Кихот - в нарицательном смысле - все время то жив, то мертв, муки творчества никогда не заканчиваются, безумство, талант и борьба с ветряными мельницами постоянно сталкиваются с прагматичной реальностью. Об этом и фильм. И вызывает он ассоциации в этом плане с оскароносным "Бердманом" Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Тот же беспрестанный поиск, смесь вымысла и реальности, новые и новые миры, куда следует зритель вслед за героями, как и они, не понимая, где находится.
Адам Драйвер играет режиссера, талантливого визионера, человека искусства Тоби Грисони, который приехал в Испанию снимать рекламный ролик о Дон Кихоте. "Это было ошибкой", - скажет он, поскольку вдохновение не посещает его. Осложняют жизнь и отношения с продюсером - в этой роли Александр Скарсгард.
Зритель удивится, увидев, что Дон Кихот носит очки. Но пусть его это не смущает. Фильм Гиллиама еще и о том, как искусство, в частности, литература и кино, способно изменить жизнь обычных людей, стоит им всего лишь к нему приобщиться. Оно вводит их в мир иллюзий, поднимает на высоту, с которой очень больно падать. И осколки ранят до крови. "Твое кино разрушило нашу жизнь", - скажут Тоби его же герои. А "Воображариум" Терри Гиллиама включается на полную мощность, дабы показать миры, в которые после пожара в обители "Дон Кихота" попадают сам рыцарь и его новый Санчо Панса - теперь режиссеру Тоби придется быть оруженосцем.
Нельзя верить в то, во что хочется верить в этом фильме, и наоборот. Что есть дурацкий розыгрыш, а где правда? Кто над кем смеется? За что можно переживать, а что не стоит воспринимать всерьез?
С восприятием зрителя идет нешуточная игра. Только он поверит режиссеру в какой-то сцене, как она окажется фейком, только он расслабится, как ему станет больно. Когда же у зрителя начнет кружиться голова на этом карнавале, Гиллиам поставит вопрос о жизни и смерти Дон Кихота. И на это месте от жалости к рыцарю сентиментальные люди заплачут... И это будет самое серьезное чувство, потому что без борца с ветряными мельницами, влюбленного старика, всерьез отстаивающего понятия честь и достоинство - все бессмысленно.
Если бы фильм "Человек, который убил Дон Кихота" был в конкурсе 71-го Каннского кинофестиваля, Адам Драйвер за эту работу вполне мог бы претендовать на приз за лучшую мужскую роль. Вполне возможно в конце 2018 года киноакадемики решат выдвинуть его на "Оскар" или "Золотой глобус". Картина способна возродить интерес к литературе - по крайней мере, в ней даже присутствуют книги - каждый раз их появление весьма оригинально обыграно.
Что главное - хотя внешне фильм вроде бы о другом - в нем сохранен дух и посыл великого романа Сервантеса. Персонажи книги представлены зрителю современным киноязыком. Чего только стоит Рыцарь Зеркал, ветряные мельницы или Великаны.
И, как всегда у Гиллиама, тщательно продуман каждый кадр. В этом плане он, как и его герой - визионер, то есть - смотрит в будущее. При этом давая понять, что все же главным провидцем был и остается Дон Кихот, несмотря на то, что многие считают его безумцем.