Борис Юрьевич, скоро вы представите президенту России ежегодный доклад о проблемах в сфере защиты прав предпринимателей. С какими тревожными цифрами вы пойдете к главе государства на этот раз?
Борис Титов: За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с уровня в 20-21 процент. А за 2017 год сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) сократился, а его структура значительно ухудшилась.
Но по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), общее количество "малышей" увеличилось на 92,7 тысячи.
Борис Титов: Это так. На 10 апреля 2018-го субъектов малого и среднего бизнеса в стране насчитывается 6 миллионов 117 тысяч, однако этот рост обеспечен только индивидуальными предпринимателями в категории "микропредприятия", число которых выросло на 111,9 тысячи. По всем остальным видам произошло сокращение.
Количество средних компаний сократилось на 346 единиц, на 10 апреля их насчитывалось чуть более 20 тысяч, число малых компаний уменьшилось до 264,5 тысячи (ушли с рынка 2 355 компаний). Между тем именно эти категории МСП в основном и создают добавленную стоимость в экономике.
Зато самые маленькие предприятия России создали полмиллиона новых рабочих мест.
Борис Титов: Создали. Однако, по данным ФНС, общая картина такова: сильно упала численность занятых на малых предприятиях - на 331,3 тысячи рабочих мест. На средних предприятиях она незначительно выросла - всего на 5,1 тысячи. То есть существенно численность работающих выросла только на микропредприятиях - на 550 тысяч.
То есть структура малого бизнеса развивается не в ту сторону?
Борис Титов: В итоге получается, что по-прежнему 95 процентов МСП - это микробизнес. Практически нет роста количества малых и средних производственных компаний. И структура МСП по видам экономической деятельности практически не изменилась - 42,7 процента МСП действуют в сфере торговли, при этом 45 процентов сосредоточено в 10 регионах страны.
Какие проблемы сами предприниматели ставят на первый план? Что, по их мнению, сильнее всего мешает развиваться?
Борис Титов: Что касается изменений в деловом климате, то они, увы, не столь принципиальны, чтобы можно было этому радоваться.
Процитирую вам результаты свежего опроса ВЦИОМ, который является частью доклада. Социологи опрашивали предпринимателей, какие факторы сильнее всего мешают развитию их бизнеса. Первые три позиции - "неопределенность экономической ситуации", "высокий уровень налогообложения", "снижающийся спрос на внутреннем рынке". А это все вопросы не точечных изменений, а смены экономической стратегии.
Что надо изменить в первую очередь? И что вы предложите для поддержки МСП в своем докладе?
Борис Титов: Действующая система поддержки МСП через федеральные и региональные институты развития и инновационную инфраструктуру в субъектах РФ рассчитана самое большее на несколько десятков тысяч предприятий. А масштабная государственная политика, направленная на развитие миллионов субъектов МСП, которая включала бы в себя вопросы налогов, кредитов, тарифов, контроля и надзора, так и не создана.
Банковский кредит стал еще менее доступным для МСП. Причины этого - повышение требований к залогам и иному банковскому обеспечению, а также противоречивое регулирование отдельных способов обеспечения исполнения обязательств.
Мы со своей стороны предлагаем провести "тонкую" настройку залогового законодательства - усовершенствовать законодательство о залоге: залога вкладов, прав по банковскому счету, в части оптимизации деятельности залоговых реестров.
Также надо внести изменения в Положение Банка России о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности. В частности, расширить перечень залогов, относящихся к признанным категориям качества, обеспечить соответствие требований по формированию банками резервов при кредитовании МСП уровню фактических рисков.
Каков сейчас объем теневой занятости в малом и среднем бизнесе?
Борис Титов: Есть разные оценки, но мы точно знаем, что эта доля большая: от 35 до 50 процентов. Сегодня увеличивается количество людей, которые получают зарплату частично или полностью в конверте. Более четверти людей заявили об этом в соцопросах. Поэтому, конечно, теневая экономика - это очень большая часть нашей жизни.
Действовать против теневой экономики (я имею сейчас в виду не вывод денег в офшоры, а так называемую "гаражную экономику", в первую очередь самозанятых) исключительно "карательными" методами - неправильно. Она является определенным буфером, без которого, например, падение цен на нефть могло бы значительно серьезнее ударить по материальному благосостоянию граждан. В этом секторе сосредоточена немалая часть производства товаров и услуг, которые необходимы населению. Кому станет лучше от того, что эти люди не смогут сами зарабатывать себе на жизнь, не смогут трудоустроиться в "официальной" экономике, а значит, государству придется поддерживать их пособиями?
Для работающих в теневом секторе людей надо создавать такие условия, чтобы им было выгодно работать в белую, а не в подполье.
Действующий закон предусматривает освобождение до 1 января 2019 года от обложения подоходным налогом сиделок, горничных, уборщиц и репетиторов. За все время его действия на налоговый учет добровольно встали чуть больше тысячи человек. Почему документ не сработал?
Борис Титов: Потому что этот закон очень узок и не дает реальных стимулов для выхода из тени. Работал человек репетитором, ему предложили на два года не платить подоходный налог, это всего 13 процентов. При этом никто не говорит, что будет дальше.
Фрилансер вышел из тени, два года не платил налоги, а на третий год вынужден платить. И нет гарантий, что с него не спросят за период, пока он еще не был зарегистрирован.
Мы предлагаем создать специальную организационно-правовую форму "Индивидуальный предприниматель без права найма", которая будет предусматривать упрощенный режим регистрации и снятия с учета, стоимость патента не более 10 тысяч рублей в год, отсутствие отчетности, режим проверок и уровень административной ответственности - как для физических лиц.
Закон о самозанятых должен действовать не только для горничных, как сейчас. Он должен охватывать различные отрасли: ремонт, такси, производство самых простых товаров и так далее. Мы в свое время предлагали 46 видов деятельности.
Схема уплаты налогов такими предпринимателями должна быть предельно простой - за пять минут покупаешь патент и больше ничего не платишь. Срок действия патента выбираешь сам - хоть месяц, хоть три года.
И очень важно снять ответственность за прошлое. Если люди решили жить по-честному, полностью платить налоги, с них должна быть снята ответственность за прошлое, за те операции, которые они раньше совершали в нарушение закона.
Если принять такой закон, думаю, зарегистрированных предпринимателей будет не тысяча, а миллион человек.
Минфин предложил ввести для самозанятых налог в 3 процента, если их услуги оказываются физлицам, и 6 процентов - если они оказываются юрлицам. Как вы оцениваете это предложение? Поможет ли такой подход вывести самозанятых граждан из тени?
Борис Титов: А чем ставка в 6 процентов отличается от действующего режима упрощенной системы налогообложения (УСН) 6 процентов? И что помешало находящимся ныне в тени самозанятым стать индивидуальными предпринимателями УСН 6 процентов?
Вопросы риторические. Что касается 3 процентов, то это, конечно, "приятная" ставка, спору нет. Но не будем забывать, что минфин намерен контролировать доходы самозанятых, в том числе и посредством онлайн-касс. И для тех, кто до сих пор сторонился любых контактов с государством, это сразу перекрывает все достоинства низкой ставки. Я убежден, что сработать может только патентный подход.
Число плановых проверок ежегодно сокращается, но стали ли реже проверять предпринимателей?
Борис Титов: Минэкономразвития последние несколько лет отчитывается об уменьшении числа плановых и внеплановых проверок, однако предприниматели не подтверждают, что нагрузка снижается.
По данным министерства, в 2017 году проведено около 1,7 миллиона проверок, что почти на 200 тысяч меньше, чем в 2016 году. А согласно опросу субъектов МСП, который мы проводили в апреле этого года, число проверок доходит до 10 миллионов. Все дело в том, какие виды контрольных мероприятий считать. Официальная статистика не учитывает дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются органами власти непосредственно, без проверок, а также о рейдах, контрольных закупках и так далее.
Между тем Роспотребнадзор возбуждает без проверки каждое четвертое дело об административных правонарушениях, Росприроднадзор, Ространснадзор, Россельхознадзор - до 50 процентов дел, а ФАС России и Росалкогольрегулирование - до 90 процентов.
В ходе опроса 43 процентов участников нашего опроса отметили увеличение административной нагрузки на бизнес за 2017 год, только 9 процентов считают, что она уменьшилась.
В очередном докладе президенту я предлагаю включить в Единый реестр проверок все органы контроля и надзора, а не только те, которые упоминаются в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ. Вести в этом реестре учет не только проверок, но и дел об административных правонарушениях, рейдов, контрольных закупок и предупреждений. Запретить накладывать штрафы и другие наказания по итогам административных расследований: первой стадией должно быть предупреждение.
На риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности перешли 12 ведомств. Насколько эта практика оказалась эффективна, и нужно ли ее распространять на другие ведомства?
Борис Титов: Дело это очень правильное. В этом случае с проверкой контролеры приходят не ко всем подряд, а только к тем, чья деятельность вызывает наибольшие подозрения или связана с наибольшей потенциальной опасностью, например, для здоровья граждан. Как результат, ни государство, ни бизнес не отвлекаются попусту от дела.
Но это очень сложная и длительная вещь для внедрения. А сегодня необходимо очень быстро принимать меры по сокращению количества проверок. Мы предлагали ограничить суммарное количество плановых проверок одного предприятия - не более двух за год.
И периодичность проверок со стороны одного и того же контрольного органа - не чаще одного раза в три года.
Кроме этого есть вопрос требований. Сейчас в ходе реформы введены чек-листы, используемые при проверках. Это исчерпывающий список. Больше, чем в нем обозначено, проверять нельзя.
Но, к примеру, в чек-листе Роспотребнадзора для проверки ресторана - более 190 пунктов. Множество ссылок на различные документы - стандарты, СНиП и прочее. Для сравнения: в США похожий документ содержит 78 требований, в Республике Казахстан - 38.
Чек-листы по промышленной безопасности содержат 20 тысяч обязательных требований. В них включают все без учета потенциальной опасности проверяемых объектов, их размера, масштаба экономической деятельности, отраслевой специфики и т.д.
Это приведет к тому, что на практике ничего не изменится. Проверять будут не наиболее существенные требования, а все установленные. Более того, поскольку требования из чек-листов должны будут проверяться в обязательном порядке, по факту произойдет ужесточение контроля. В моем докладе предлагается внести в закон изменения, которые навели бы порядок с составлением чек-листов.
После кемеровской трагедии противопожарные требования к бизнесу ужесточились?
Борис Титов: По всей стране прошла массированная проверка торговых центров, организованная прокуратурой и МЧС. Многие ТЦ закрыты до устранения нарушений. Мы разработали в помощь региональным уполномоченным методические указания - какие действия должен предпринимать бизнесмен, чтобы работа его объекта восстановилась в кратчайшие сроки.
Но главное, что нужно, - это ясность требований. К примеру, до сих пор не разрешено противоречие между требованиями минстроя и Госпожнадзора МЧС при строительстве объектов. Эту проблему нужно решить как можно скорее. Когда требования одного ведомства противоречат требованиям другого, легче их не выполнять, чем пытаться выполнить, а потом все равно получить какой-то штраф.
Мы вообще выступаем за то, чтобы вернуть МЧС полномочия по контролю за строительством и реконструкцией зданий. В особенности - объектов с массовым пребыванием людей.
Что касается надзорных каникул. Они доказали свою эффективность?
Борис Титов: Надзорные каникулы касались только плановых проверок. И давались только тем малым предприятиям, которые не нарушали до этого закон, не имели задолженности по налогам и т.д. Список этих предприятий формировался в планах проверок заранее в прокуратуре. И это позволило действительно исключить надежные предприятия из плана проверок. Я считаю это положительным результатом, но то, что произошло в "Зимней вишне", поставило эти результаты под сомнение.
Надо ли, на Ваш взгляд, расширять надзорные каникулы на более крупный бизнес или другие виды контроля?
Борис Титов: Надзорные каникулы касаются только малого бизнеса, более того, только законопослушного малого бизнеса.
Для среднего и крупного бизнеса контрольно-надзорная деятельность должна быть в любом случае. Нужно сокращение количества проверок, но не освобождение от них. Здесь мы не должны перестараться, потому что если не будет контроля, то мы нарвемся на проблемы с санитарной, пожарной безопасностью и т.д. Нужен разумный подход.