Конечным результатом деятельности правительства должны служить повышение качества и "количества" жизни. Повышение благосостояния всегда имеет одну и ту же основу - рост производства. Здесь поставлено несколько крайне амбициозных задач: к 2024 году Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира, темпы роста экономики (согласно Посланию президента Федеральному Собранию) надо довести до уровня, превышающего среднемировые (то есть как минимум до 4 процентов ВВП в год), нарастить несырьевой экспорт. Посмотрим, за счет чего это может быть достигнуто.
Экономика России по паритету покупательной способности занимает шестое место (по номиналу она за пределами первой десятки), совсем немного отставая от Германии. Если исходить из прогноза Международного валютного фонда (рост ВВП России на уровне лишь 1,5 процента с 2019 года), то в ближайшие годы обойти Германию нам не удастся. Таким образом, ключевой является задача ускорения роста. Чтобы понять ее масштаб, можно отметить, что за последние шесть лет среднегодовые темпы составили всего 0,6 процента.
Конечно, за это время цены на нефть резко падали, но мы можем посмотреть и более длительный период, сравнив 2017-й с 2005 годом, когда цены на нефть были примерно такими же. На этом отрезке темп экономического роста составлял в среднем 2,1 процента, значит, теперь нам нужно удвоить эту "скорость", а по сравнению с прогнозом МВФ - увеличить ее в 2,5 раза.
Из указа следует, что это будет обеспечиваться за счет быстрого роста производительности труда. Это объяснимо: во-первых, численность рабочей силы в обозримой перспективе будет сокращаться по полпроцента в год в силу демографических факторов, а во-вторых, безработица близка к своему естественному уровню. Иначе говоря, возможности увеличивать число занятых для расширения производства просто нет.
Теперь посмотрим, что же нужно, чтобы повысить производительность труда. Некоторые возможности есть в улучшении организации производства и избавлении от избыточной занятости. В первую очередь здесь есть резервы в компаниях с госучастием. В своем Послании президент заявил о необходимости сокращения доли государства в экономике. Такая задача ставилась и раньше, но ее решение в последние годы шло в обратном направлении. В ближайшее время этот процесс если и сдвинется, то очень медленно, так что имеет смысл сосредоточиться на создании условий для повышения эффективности госкомпаний и проводить более плотный контроль государства за их деятельностью. На мой взгляд, сейчас они нередко используют двойственность своего положения в своих интересах: располагают свободой действий как частные компании, но обращаются за господдержкой как государственные. Нужно сделать все для рокировки - чтобы они контролировались как государственные и имели такие же стимулы для повышения эффективности, как частный бизнес.
Ключевую роль в повышении производительности должна играть технологическая модернизация. Два основных механизма здесь: импорт передового оборудования и привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), с которыми обычно в страну приходят новые технологии. Второй путь осложнен санкциями: где-то они прямо блокируют ПИИ, где-то косвенно, поскольку повышают общие риски инвестиций в российскую экономику. Первый путь затруднен тем, что многие крупные компании находятся под санкциями, а также тем, что иностранные оборудование и технологии стали дороже из-за ослабления рубля. Значит, нужны сильнейшие новые стимулы для модернизации: улучшение инвестиционного климата, усиление конкуренции. Эти задачи тоже ставятся давно, но результаты остаются скромными.
В указе обозначено как цель увеличение доли предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов. Конечно, без повышения этой доли не обойтись, но задача выглядит фантастически сложной, учитывая, что сейчас она, по данным НИУ "ВШЭ", не превышает 10 процентов и остается на близком к этому уровню с 2000 года.
В любом случае модернизация производства потребует значительного наращивания инвестиций. Эта цель (доведение инвестиций до 27 процентов ВВП к 2018 году) ставилась еще в прошлом майском указе, но в марте президент напомнил, что она не снимается с повестки дня. Проблема в том, что в прошлом году накопление основного капитала составило лишь 21,5 процента ВВП.
Эта задача явно не может и не должна решаться только за счет государственных ресурсов, наиболее перспективным выглядит существенное расширение механизмов государственно-частного партнерства, но у нас эти механизмы только начинают развиваться.
Указ формулирует множество привлекательных целей, однако их достижение требует серьезного изменения обстановки в экономике: перевода на новые принципы работы госпредприятий, устранения избыточного контроля за компаниями, повышения привлекательности для внешних инвесторов, несмотря на санкции, и многое другое. Сложить этот пазл будет очень нелегко.