21.05.2018 19:13
    Поделиться

    Глобальные фармкомпании готовы поддержать стратегию "Фарма-2030"

    В январе с.г. председателем совета директоров Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) был избран Вадим Власов, президент группы компаний "Новартис" в России, региональный директор "Новартис" по странам Восточной и Центральной Европы и СНГ.

    В преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ 2018) Вадим Власов рассказал "РГ" о тенденциях развития российского фармацевтического рынка и о приоритетах деятельности AIPM в этом году.

    Вадим Игоревич, регуляторика российского фармрынка в последние годы довольно часто подвергалась значительным изменениям. Какие факторы, по вашему мнению, на сегодняшнем этапе оказывают наиболее существенное влияние на развитие отрасли?

    Вадим Власов: Вне всяких сомнений меры регулирования отрасли должны учитывать особенности инвестирования в фармацевтическую промышленность, в том числе и долгосрочный характер инвестиций. В связи с непростой экономической и геополитической ситуацией сейчас мы наблюдаем на рынке весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, взят курс на инновационное развитие отрасли и поддержку проектов по исследованиям и разработкам. Но нестабильная регуляторная система, нарушение прав на интеллектуальную собственность, недостаточно сбалансированные инициативы по реформе ценообразования не могут способствовать привлечению инвестиций и зачастую заставляют потенциальных инвесторов корректировать свои планы.

    Необходимо совершенствовать подходы как с индустриальной стороны, так и с экономической. В первом случае требуется взвешенная политика в отношении локализации готовых лекарственных форм и активных фармацевтических субстанций, а также условий специнвестконтрактов. Во втором - определение базиса для референтного ценообразования и перспектив внедрения лекарственного возмещения. Это создало бы благоприятные условия для дальнейшего успешного развития инвестиционных и социально-экономических отношений.

    Компании - члены ассоциации являются самыми крупными инвесторами в фармацевтический сектор нашей страны. Они во многом способствовали решению задач стратегии "Фарма-2020" и соответствующей федеральной целевой программы. Подводя промежуточные итоги, можно ли говорить об успехе стратегии?

    200 миллиардов рублей составили прямые инвестиции международной "фармы" в России в 2006-2016 годах

    Вадим Власов: Даже промежуточные результаты стратегии "Фарма-2020", целью которой стало создание в России инновационной фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня, впечатляют. Ее появление было продиктовано потребностями времени, и она оказалась более чем востребована. Вклад компаний - членов AIPM в модернизацию и развитие российской фармотрасли сложно переоценить. Мне кажется, она достигла нынешнего уровня развития, а российские пациенты получили доступ к современным лекарственным препаратам во многом благодаря компаниям - членам AIPM. Они не только построили или модернизировали здесь свои производства, но и выступают надежными партнерами российских компаний в локализационных проектах. Согласно данным исследования EY, только за последние 10 лет суммарный вклад международной индустрии составил более триллиона рублей. Из них прямые инвестиции в размере, превышающем 200 миллиардов рублей, были направлены на реализацию 21 проекта по строительству, расширению и модернизации производственных мощностей в России. Количество клинических исследований, проведенных за эти годы, превысило 3,3 тысячи. Эти цифры говорят сами за себя и показывают значимость российского фармрынка для крупных инвесторов.

    Сейчас активно обсуждается разработка следующего этапа стратегии - "Фарма-2030". Что, по мнению ассоциации, должно стать ее главными ориентирами? На чем государство в партнерстве с индустрией должно сконцентрироваться для улучшения системы лекарственного обеспечения в нашей стране?

    Вадим Власов: "Фарма-2030", безусловно, должна стать закономерным продолжением "Фармы-2020" по переходу российской фармотрасли к инновационной модели развития. Мы готовы поддерживать основные векторы программы - развитие направления R&D, повышение конкурентоспособности на внешних рынках, и, более того, уже сейчас многое делаем для этого. Однако на дальнейшее развитие нашей отрасли нельзя смотреть в отрыве от решения задачи по повышению средней продолжительности жизни в России. Главным приоритетом AIPM является обеспечение доступности современных эффективных препаратов широкому кругу пациентов в России. По сути, это и есть один из основных факторов прогресса в лечении заболеваний и увеличении продолжительности жизни населения.

    В первую очередь наши совместные с государством усилия должны быть направлены на стимулирование потока инвестиций в здравоохранение и более глубокое погружение в практику инструмента лекарственного страхования.

    "Фарма-2030" должна стать продолжением стратегии перехода фармотрасли к инновационной модели развития

    Я убежден, что вопросы повышения эффективности системы здравоохранения в целом необходимо рассматривать в контексте применения более гибких подходов к ценообразованию и закупкам лекарственных препаратов. А также через призму достижения определенного результата лечения, а не только стоимости отдельной упаковки. Широкое внедрение индивидуализированных подходов на основе таких инновационных моделей, как risk-sharing и cost-sharing, будет способствовать экономии средств бюджета, которые можно будет направить на закупки не имеющих аналогов лекарственных препаратов. При этом объемы финансирования системы здравоохранения изменяться не будут, но ее эффективность может значительно повыситься.

    Для роста эффективности здравоохранения нужны более гибкие подходы к  ценообразованию и закупкам лекарств

    Каких рисков для привлечения инвестиций и дальнейшего развития инноваций в фармсекторе необходимо избегать? Какие меры стимулирования, наоборот, будут востребованы?

    Вадим Власов: Фармацевтика - одна из самых инновационных отраслей. Поэтому вопрос защиты прав на интеллектуальную собственность является краеугольным камнем ее развития. Нарушения этих прав не могут не вызывать беспокойства у нас, как представителей социально ответственной индустрии. К сожалению, мы видим примеры по выводу в обращение воспроизведенных препаратов в период действия патента оригинатора, в том числе с зарегистрированной ценой, позволяющей влиять на формирование начальной (максимальной) цены контракта. Российское законодательство защищает права патентообладателей, однако практическое применение его положений делает лишь первые шаги. В принципе судебная практика должна способствовать внедрению дополнительных мер, необходимых для строгого соблюдения прав разработчиков.

    Инвесторы обоснованно ожидают гарантий возврата инвестиций: обеспечения востребованности локально произведенной продукции, использования современных способов закупки, долгосрочных контрактов. Для дальнейшего привлечения долгосрочных инвестиций российской фармацевтике, как и любой другой наукоемкой отрасли с длительным горизонтом планирования, нужна стабильность и высокая прогнозируемость нормативно-правового регулирования. Продолжение открытого обмена мнениями между профессиональным сообществом и регулятором совершенно необходимо для выработки сбалансированного подхода. В конечном итоге это самым позитивным образом отразится как на развитии начатых инвестиционных проектов, так и на экономической устойчивости всего фармрынка, а самое главное - будет во благо пациентов.

    Поделиться