Патентная защита в России хороша в теории, а не в правоприменении

Права на интеллектуальную собственность защищены не только законом. Их, как и любые другие интересы предпринимателей, обязан отстаивать бизнес-омбудсмен. Уполномоченный по защите прав предпринимателей имеет целый корпус общественных помощников, которые отслеживают нарушения в этой сфере и вносят предложения по их исправлению.

"РГ" попросила этих экспертов охарактеризовать наиболее типичные ситуации с нарушением прав на интеллектуальную собственность и высказать свое отношение к ним.

- Если мы хотим, чтобы российские продукты продавались на больших рынках, мы должны уважать права интеллектуальной собственности, - заявил "РГ" общественный омбудсмен по защите прав иностранных инвесторов, президент "Деловой России" Алексей Репик. - В противном случае необходимо признать, что такова государственная политика и рассчитывать нужно только на собственные силы. Но все-таки Россия не страна третьего мира, а супердержава, и наша государственная политика сформирована в пользу цивилизованного обращения с правами.

Компании, которые производят защищенный патентом продукт, ущемляя интересы правообладателей, оправдывают свои действия тем, что делают его более доступным. Но чаще всего такие продукты находятся в той же ценовой зоне, что и оригинальные, чего не скажешь об идентичности их качества. Поэтому крайне важно, чтобы на этапе регистрации соответствующий регулятор принимал во внимание статус патентной защиты продукта.

У этой медали есть и другая сторона. Чтобы продлить свое монопольное положение на рынке, компании придумывают все новые и новые, не всегда объективные способы удлинить патент. И здесь очень важна корректная и разумная позиция Роспатента. Так, на мой взгляд, если дополнительные патенты ключевым образом меняют потребительскую ценность продукта, тогда их можно принимать во внимание. В противном случае такие патенты выдавать не стоит.

- По большей части в подобных ситуациях налицо спор хозяйствующих субъектов, - говорит общественный омбудсмен по антимонопольному законодательству, член генерального совета "Деловой России" Сергей Колесников. - И определять добросовестность или недобросовестность конкуренции в данной ситуации может ФАС или суд. Безусловно, закон о защите конкуренции запрещает подобного рода нарушения, когда незаконно используются результаты интеллектуальной деятельности. Но фармацевтический рынок отличается от многих других отраслей нашей экономики. Регулирование оборота лекарственных средств на территории РФ сложное, поэтому оценить законность действий одного участника рынка по отношению к другому можно только после комплексной правовой экспертизы.

Цены на препараты, произведенные с нарушением прав патентообладателей, примерно те же, чего не скажешь об их качестве

- Патентная защита в России находится на очень хорошем уровне в части законодательства, - считает общественный омбудсмен по интеллектуальной собственности, директор некоммерческого партнерства "Сообщество пользователей авторских и смежных прав" Анатолий Семенов. - Эксцессы же происходят на уровне правоприменения, когда суды неправильно применяют действующие нормы права или когда государственные органы осуществляют закупки лекарств-дженериков, несмотря на наличие патентной охраны.

Детали

Патентообладатель вправе использовать свое изобретение любым не противоречащим закону способом. Другим лицам использование этого изобретения без согласия владельца запрещено законодательством РФ. Однако в нормативной базе есть пробелы, которыми могут воспользоваться недобросовестные игроки рынка. Основным видом нарушений является использование чужих патентов, информация о которых, в том числе химическая формула и способ получения вещества, находится в открытом доступе на сайте Роспатента в Реестре изобретений Российской Федерации. При наличии информации о нарушении компания-патентообладетель может требовать прекращения незаконного использования своего изобретения и взыскания убытков через суд.

Но чтобы факт нарушения был признан судом, истцу необходимо доказать, что конкурент использовал вещество, комбинацию веществ или метод получения вещества, которые содержатся в формуле его патента. И тут у него могут возникнуть сложности, ведь судьи не обладают специальными знаниями в области химии, фармацевтики и патентоведения. Оптимальным вариантом решения служит проведение судебной экспертизы, и чаще всего не одной.