А до этого "Ревизору" - легендарному спектаклю, с которого начиналась театральная эра Валерия Фокина в Петербурге, рукоплескали и в Красноярске.
В Екатеринбурге, Сургуте и Красноярске показы организованы в рамках программы "Большие гастроли" Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.
Но имеют они еще одно очень важное смысловое значение: гастроли завершают прощальный тур одного из лучших спектаклей-долгожителей российского репертуара. 28 июня 2018 года "Ревизор" будет последний раз сыгран в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра.
Почему знаковый шедевр Александринки его создатель и художественный руководитель театра решил снять из репертуара, рассказал "РГ" режиссер Валерий Фокин.
Валерий Фокин: Да, "Ревизор" очень хорошо идет до сих пор, хотя ему уже шестнадцать лет. Но у меня есть идея сделать новый спектакль, потому что вообще "Ревизор", как совершенно справедливо говорил Мейерхольд, надо обновлять каждые десять лет.
Это правильно.
Настолько эта пьеса государственная, настолько она актуальна для нас, что каждые десять лет она может обновляться, если к ней подходить исходя из сегодняшних реалий, которые меняются постоянно.
Ваш "Ревизор" на сегодняшний день - один из самых успешных и кассовых. Актеры его любят, зрители и от существующей версии в восторге, чему я неоднократно была свидетелем. И в Петербурге, и на гастролях - полный аншлаг, прекрасный прием, блистательные актерские работы, чуткое восприятие зала... И как это - взять и снять живой спектакль? Не жаль?
Валерий Фокин: Мне не жаль... Хотя артистам, наверное, жалко... Они уже не просто купаются в своих ролях... "Ревизор", можно сказать, у них уже в крови. Все-таки многие из них за это время повзрослели... Там есть несколько артистов, которые и начинали его играть, - несколько человек.
Какой по счету будет новая редакция "Ревизора" в Александринке?
Валерий Фокин: По-моему, одиннадцатая редакция, но принципиально другая. Если делать, то только абсолютно новый спектакль, в другой декорации, в ином оформлении, с другими актерами. Совершенно новый, сегодняшний "Ревизор".
P. S.
За судьбу столь же любимой многими "Женитьбы", в трактовке которой Валерий Фокин вывел Александринку на лед и поставил всех гоголевских персонажей на коньки, можно не беспокоиться. В ней дальновидно исследовали не уникальность человека ленивого, не желающего по разным причинам в разные времена сдвинуться с места, а позицию человека, защищающего свою индивидуальность и независимость. А это уже проблема практически вечная и почти риторическая...