Электронные полисы ОСАГО завоевывают все большую популярность у автовладельцев, что неудивительно. Пользователь сам выбирает набор доступных опций, поэтому страховка обычно выходит дешевле, чем в офисе.
По итогам первого квартала число договоров ОСАГО, заключенных в электронном виде, выросло в стране в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017-го и почти достигло 3,4 миллиона штук. Такие данные озвучил Российский союз автостраховщиков. Однако автовладельцы столкнулись с теми же проблемами, что ранее возникали в офисах страховых компаний: электронные полисы заканчиваются так же быстро, а онлайн-сервис становится недоступен.
- Первый раз я оформляла электронный полис ОСАГО год назад. Вся процедура заняла минут десять. От суммы страховой премии я была в восторге - она оказалась на полторы тысячи меньше. В этом году решила продлить страховку через Интернет, но не могу этого сделать уже четвертый день, - жалуется автомобилист из Пензы Ольга Беркутова.
После введения персональных данных программа переадресовала ее запрос в другую страховую компанию - не в ту, что выдавала полис в прошлом году. Но там оказалось, что электронные полисы закончились и до конца мая не появятся. Повторные заявки привели к аналогичному ответу, а после четвертой попытки пользователя заблокировали. Жалоба в Центробанк не дала быстрого результата, ее обещали рассмотреть в течение 30 дней. Но ездить без страховки уже нельзя, поэтому пришлось идти в офис и переплачивать за дополнительные услуги.
Как пояснили на горячей линии ЦБ РФ, ни одна страховая компания не имеет права навязывать свои услуги либо перекидывать клиентов коллегам, и предложили подать жалобы на всех участников инцидента.
- Многим страховым компаниям невыгодно заключать договоры ОСАГО с начинающими автолюбителями или теми, кто хочет получить полис на короткий сезон, например на шесть месяцев, хотя закон предусматривает такую возможность. Поэтому онлайн-сервисы ОСАГО от страховщиков оценивают потенциального клиента и заключают договор на сайте только с тем, кто удовлетворяет пожеланиям компании. Для остальных сервис может показывать сообщение "Идут технические работы" или что-то подобное, - поясняет директор IT-компании Максим Семенкин.
Количество электронных полисов тоже ограничено, они выдаются по заявкам компании. Поэтому если электронные документы закончились в одной конторе, они могут быть в свободном доступе в другой, но придется перебрать кучу сайтов.
Пензенские айтишники предложили решение этой проблемы. В качестве разработчиков программного продукта они приняли участие в запуске онлайн-сервиса, который помогает страховым компаниям и потенциальным клиентам быстро найти друг друга. Электронный брокер ОСАГО по заданным параметрам подбирает для автовладельца полис, оптимальный по цене, срокам, марке машины и водительскому стажу.
В настоящее время онлайн-сервис уже имеет договоренности с 12 страховыми компаниями. Сервис учитывает много критериев отбора, в том числе коэффициент бонус-малус (КБМ), который влияет на конечную сумму страховки. Для пользователей услуги брокера бесплатные, расходы на обслуживание сайта несут подключенные страховщики. Им это тоже выгодно, так как они могут сэкономить на создании и содержании сайта.
- Мы не являемся посредниками, а позволяем получить полис ОСАГО непосредственно у страховщика, - пояснил Максим Семенкин.
Чтобы онлайн-продажи в страховании развивалась еще активнее, Минфин РФ передал на рассмотрение в Госдуму поправки, которые разрешат продавать электронные полисы посредникам. Для этого предлагается внести изменения в законы "Об организации страхового дела в РФ" и об ОСАГО. Поправки предполагают также ввод ограничений на доступ к сайтам, допустившим нарушения требований законодательства об электронных продажах в страховании.
У страховщиков также накопился ряд предложений по совершенствованию системы выдачи электронных полисов. РСА направил их на рассмотрение регулятору - в Банк России. В частности, на заключение договора у страхователя должно уходить не более 90 минут. Это призвано уменьшить нагрузку на информационные системы страховых компаний и избежать ситуаций, когда пользователь открыл сайт, начал заполнять заявление, а затем отвлекся на час или больше, но со страницы сайта не ушел. Такая ситуация приводит к дополнительной нагрузке на систему страховщика.
Для борьбы с мошенничеством РСА также предложил ввести временную франшизу на вступление электронного договора в силу - 72 часа. Это необходимо, чтобы исключить случаи, когда после ДТП автомобилист оформляет электронный полис с доступного гаджета, а вслед за этим предъявляет заявление об ущербе.