Всего в Петербурге на сегодняшний день работают 489 АЗС, в соседней Ленобласти меньше - 272. В апреле из этого объема были выбраны 40 точек, которые и попали в пилотный проект по мониторингу качества содержимого бензоколонок. Проводила его Федерация автовладельцев России (ФАР), проверявшая как сетевые заправки, так и малые компании, имеющие одну-две локации.
Пробы отбирали двух видов: дизельное топливо (ДТ) и АИ-92, после чего их отправляли на испытания в аккредитованные лаборатории, а отчеты - в Росстандарт. Результат оказался вполне показательным: из 20 образцов АИ-92 требованиям не соответствовали 10 процентов, из такого же количества проб дизельного топлива проверку не прошли 35 процентов, а основными продавцами контрафакта оказались представители малого бизнеса. На первый взгляд, цифры не столь уж катастрофичные. Однако есть одно но.
- Одно дело, если бы такой итог мы получили при условии, что наши проверки были бы внезапными. Но когда о предстоящем мониторинге знал чуть ли не весь Санкт-Петербург... Это, я уверен, заслуживает очень серьезного внимания как со стороны властей и надзорных органов, так и со стороны самих нефтяных компаний, - подчеркивает руководитель ФАР Сергей Канаев.
Внезапность проверок, добавляют представители Росстандарта, действительно могла бы повысить эффективность мониторинга, так как с предупреждением, - а АЗС по закону надо уведомить за 1-3 дня - можно успеть исправить любую ситуацию.
- Но, как мы убедились, многие и этого не стали делать, - сетует руководитель Северо-Западного территориального управления ведомства Андрей Челышев.
Так, на ряде заправок были обнаружены образцы бензина, в составе которого массовая доля серы превышала норму в 70-90 раз. По словам специалистов, достаточно несколько раз залить такое топливо в бак, чтобы автомобиль, каким бы "всеядным" его не считал владелец, больше не сдвинулся с места. Однако речь идет не только о вреде самой машине и об уроне, наносимом экологии, но и о конкуренции на рынке.
Сомнительное дизельное топливо, сообщил президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин, стоит на 12-15 рублей дешевле, и для крупных компаний-перевозчиков и дальнобойщиков это очень существенная экономия.
- Вот и посчитайте, если у них потребление по два миллиона литров в месяц. Но интересно еще вот что: в зимний период на сетевых АЗС спрос на ДТ вырастает на те самые 30-35 процентов. Потребитель все понимает и не рискует заливать "разбодяженное" топливо, которое при 10-15 градусах мороза может просто замерзнуть. Встать с грузом посреди дороги никому не хочется.
По словам Ашихмина, основные источники контрафакта - это ворованное топливо (отбор из труб, слив с железнодорожного транспорта) и приобретение аналогов: к примеру, печного или судового. После все это разбавляется бензином 3-4 класса и поступает на АЗС. В сегодняшних условиях сделать такой "микс" несложно: часто заправки сами скрытно продают те самые аналоги.
- Рядом с низким качеством идет еще одна серьезная проблема: недолив. Там, где есть одно, стопроцентно будет и другое. То есть, мало того что заливают "бодягу", так еще и дороже выходит, - обращает внимание Канаев.
Эксперт полагает, что работать над ситуацией надо профилактически, вот только у государства для этого сейчас недостаточно ресурсов.
Например, в той же Белоруссии уже действует система электронного контроля отпуска топлива. Буквально в режиме онлайн можно отследить, в какой точке автомобиль заправлен и какой далее у него маршрут. Такой опыт был бы особенно полезен в случае с госконтрактами, отмечает Олег Ашихмин, потому что залив топлива за бюджетные деньги сейчас вообще никак не контролируется. Очень важным специалисты считают более активное участие и надзорных органов: ФАС, прокуратуры, Росстандарта.
Представители последнего, кстати, заверяют, что в ближайшее время в направлении контроля топлива будет сделан серьезный шаг - в России заработает система, позволяющая проследить весь путь топлива непосредственно от завода до бензобака.
- Кроме того, нами готовятся изменения в действующее федеральное законодательство о возможности проводить контрольные закупки на АЗС внезапно. Это тоже станет очень действенным инструментом, - уверен Челышев.
Сейчас к недобросовестным АЗС применяются оборотные штрафы в размере от 1 до 3 процентов, которые для небольших точек должны сделать продажу контрафакта невыгодной.
Что же касается пилотного проекта мониторинга, то его организаторы обещают, что он будет продолжен, ведь чтобы понять, как обстоят дела в целом, одной проверки мало. Вероятно, затронут они и другие регионы. А на основе того, что уже было сделано, планируют подготовить методические рекомендации, которые позволят общественникам отбирать пробы и оценивать качество бензина по всем правилам.
Кстати, за апрель 2018 года на недобросовестные АЗС было наложено штрафов на сумму 4 миллиона рублей, "средний чек" при этом составил 600 тысяч рублей. По итогам 2017 года доля контрафакта на рынке топлива составила 11 процентов против 20 процентов в 2015 году, приводят цифры в Северо-Западном межрегиональном территориальном управлении Росстандарта.
На АЗС может вернуться алкоголь - Федеральная антимонопольная служба поддержала соответствующее предложение "Независимого топливного союза".
- Чем отличается магазин при АЗС от магазина в ста метрах от АЗС? Это дополнительный заработок для заправки, но мы не рассматриваем его как то, что позволит компенсировать какие-то убытки от продажи топлива. Для нас это развитие конкуренции придорожного сервиса, - отметил начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.
По его словам, практика продажи алкоголя на заправках есть и в других странах, в том числе в Европе.
Сами же инициаторы предложения отмечают, что это разрешение позволит сдержать рост цен на бензин. Доходы АЗС, по их оценке, вырастут примерно на 5 процентов, а прибыль от реализации сопутствующих товаров - на 30 процентов.