Ленинградская область собирается построить рядом с поселком Сиверский Гатчинского района полноценный аэропорт, первая очередь которого должна начать работать в 2020 году. Сначала там появится грузовой хаб, потом планируется создание собственной малой коммерческой авиации с местом для ее базирования. Третьим этапом называют создание условий для прихода туда компаний-лоукостеров. До 2020 года объем предполагаемых инвестиций составляет 5 миллиардов рублей, инвестором выступает одна из крупнейших в России транспортно-логистических компаний "Евросиб".
В 2009 году между Петербургом и Ленинградской областью было подписано авиационное соглашение, согласно которому область не должна создавать проекты, которые могли бы конкурировать с аэропортом "Пулково". Несколько лет спустя областные чиновники обратились в Федеральную антимонопольную службу с вопросом: соответствует ли это соглашение антимонопольному законодательству? По их мнению, оно мешало социально-экономическому развитию региона. ФАС решила, что не соответствует - разрешение на строительство аэропорта было получено. Правда, тогда там располагался аэродром Министерства обороны России, оператором которого являлся ДОСААФ. Но чиновники сумели договориться со всеми.
В 2016 году появилось соглашение между Ленобластью и ДОСААФ. По нему область должна построить периметр и плоскостные сооружения: взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и перрон для воздушных судов профессионального образовательного учреждения "Гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ". В 2017 году было решено, что в случае передачи в областную собственность аэродрома "Сиверский" на его базе будет создан аэропорт совместного базирования гражданской авиации и авиации Вооруженных сил. Сейчас на аэродроме завершаются работы по постановке на кадастровый учет земельных участков объектов аэродрома - об этом "РГ" сообщили в аппарате вице-губернатора региона Дмитрия Ялова. Кадастровый учет нужен для условного разделения территории на "гражданскую" и "военную" зоны. Это последний подготовительный этап - потом должно начаться строительство.
Для понимания перспективности проекта добавим: в километре от будущего аэропорта находятся железнодорожная станция Сиверская и федеральная трасса Р-23. Местные чиновники довольны.
- Это новые рабочие места, перспективы развития Сиверского, строительство, налоги в бюджет, дороги, - рассказывал недавно журналистам глава администрации Сиверского городского поселения Владимир Кузьмин.
С учетом масштабности проекта события по его реализации развиваются стремительно. И первым, кому будущий аэропорт составит конкуренцию, станет петербургский аэропорт Пулково. Дело даже не в том, что Сиверский перетянет часть пассажиропотоков - все-таки появление там лоукостеров - последний этап. При востребованности Пулково как пассажирского аэропорта конкуренция будет не столь значительной.
Грузовой терминал аэропорта Пулково задыхается, грузовладельцы ждут появления новых мощностей
По-другому могут развиваться события в сфере грузовых авиаперевозок.
Компания "Грузовой терминал Пулково", обслуживающая все грузоперевозки петербургского аэропорта, уже давно не справляется с их объемами. Еще прошлым летом генеральный директор компании Алексей Курдюмов заявил журналистам: вся проектная мощность действующего грузового терминала использована - это 30 тысяч тонн грузов в год. Он рассуждал о внедрении новых технологий, реконструкции и модернизации, которые могли бы увеличить мощность действующего терминала до 50 тысяч тонн. Но в ближайших планах речь шла об увеличении всего до 32 тысяч, что наглядно показало: грузовое Пулково задыхается, а грузовладельцы ждут с нетерпением появления новых современных мощностей.
Алексей Курдюмов рассказал и о более далеко идущих планах, чем реконструкция с модернизацией, - к 2020 году в Пулково предполагается построить еще один грузовой терминал, благодаря чему мощность компании вырастет с 30 тысяч тонн в год до 150.
Но именно в 2020 году запланировано появление в Сиверском первой, грузовой, очереди нового аэропорта. И он претендует на 120 тысяч тонн авиационных грузов в год. Остается сопоставить сложившуюся практику конкуренции между Ленинградской областью и Петербургом в плане взаимоотношений власти и бизнеса. Многие коммерсанты считают, что в области они привлекательнее.
С развитием морских портов у Ленинградской области ситуация сложнее. Хотя в регионе отличные порты - Усть-Луга, Выборг, Приморск, например. Проблема в том, что этим портам уже почти не с кем конкурировать.
- В первом квартале 2018 года Большой порт Санкт-Петербурга обеспечил перевалку 13,8 миллиона тонн грузов, а порты Ленобласти за этот период перевалили 42,3 миллиона тонн, - сообщила "РГ" директор по развитию аналитического агентства "ПортНьюс" Надежда Малышева.
Порт Приморск активно развивается. Совсем недавно областной вице-губернатор Дмитрий Ялов рассказал:
- В порту началась реализация крупного проекта. Инвестор - "Приморский универсальный перегрузочный комплекс" - представил концепцию, согласно которой крупный перевалочный терминал будет построен на площади 270 гектаров в полутора километрах от порта Приморск. Он сможет принимать и отправлять до 15,6 миллиона тонн грузов в год.
В прошлом сезоне компания "Росморпорт" презентовала еще один новый для Ленинградской области проект. Круизное судно "Русь Великая", плавающее под флагом Российской Федерации, впервые отшвартовалось у причала № 1 в морском порту Выборг. Теплоход следует по маршруту Москва - Санкт-Петербург - Выборг - Усть-Луга - Санкт-Петербург. То есть Ленобласть начала конкурировать с Петербургом и на рынке круизных пассажирских перевозок. Пока речь идет в основном о туристах из Финляндии, но областные чиновники заявили: для стимулирования захода российских круизных судов в порт Выборг на услуги по предоставлению инфраструктуры пассажирских терминалов установлена скидка в 50 процентов.
Впрочем, сегодня это мелочь в масштабах экономик двух регионов. Основная проблема Ленинградской области в том, что, в общем-то, у ее портов уже почти нет конкурентов.
- Сегодня областные порты немного поддавливают порты Азовско-Черноморского бассейна в части контейнерных грузов, и ситуация, надо полагать, будет усиливаться. Возможно, появится конкуренция с перевалкой зерна. Кроме того, областные порты давно и успешно отбирают грузопотоки у портов Прибалтики - это уже на уровне государственной политики. Так что тенденция, скорее всего, продолжится, - полагает директор аналитического центра "Дорн" Андрей Карпов.
Ситуация, когда отбирать у конкурентов уже почти нечего, региональную власть явно не устраивает. Совсем недавно появился новый тренд: перенос в Приморск портовых мощностей из Санкт-Петербурга. Об этом в начале апреля заявил вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, что стало неожиданным для игроков этого сектора бизнеса в обоих регионах.
- Такое решение могли принять те, кто не знаком со спецификой бизнеса. В мире много примеров вывода портовых мощностей из центральных районов городов на периферию, но никогда и нигде портовые мощности и связанные с ними рабочие места не отдавались соседу, - говорит Андрей Карпов.
По его мнению, мощности Большого порта Санкт-Петербурга вполне можно было бы вывести в перегрузочный комплекс Бронка, который расположен на южном берегу Невской губы, но никак не в Приморск.
Но областные чиновники практически сразу заявили о согласовании федеральным правительством идеи придания порту Приморск статуса "свободный порт". Его принято считать привлекательным для инвесторов, но сегодня им обладает лишь порт Владивосток, что утверждено отдельным федеральным законом, который так и называется: "О свободном порте Владивосток".
Впрочем, эксперты полагают, что идея свободных портов в России еще не доработана, а успешность ее применения в порту Владивосток пока неизвестна.