Репортер "СОЮЗа" примерила костюм свахи из списка культурных ценностей Беларуси

В список историко-культурных ценностей Беларуси недавно внесен костюм леликовский свахи - наряд из деревни Леликово, расположенной в Кобринском районе Брестской области. Фартук с "глазами", кокошник с перьями из хвоста петуха - здешние женщины всегда были с чувством юмора. Посмотреть, во что наряжались местные свахи полвека назад, в Леликово отправилась корреспондент "СОЮЗа".

Анастасия и Петр Шепетюки - леликовские краеведы и хранители народных традиций - встречают меня у калитки кирпичного дома:

- Нечасто к нам в деревню журналисты наведываются. Разве только когда корт открывали.

Да-да, в небольшом Леликово есть бесплатный теннисный корт самого высокого класса. Появился он здесь благодаря российскому бизнесмену, уроженцу этих мест Ивану Панасюку. Он на собственные средства построил в деревне не только корт, но и сельскую усадьбу рядом, где могут останавливаться любители тенниса.

Пенсионеры Шепетюки и спортсменам, и другим гостям немало могут рассказать о деревне, ведущей отсчет своих лет с XVI века. К примеру, о том, как в 1905 году восемь молодых женщин из Леликово, среди которых была и Юлия Шепетюк, бабушка Петра Степановича, пешком, по очереди неся в руках, доставили за 200 километров из Почаевской лавры в Леликово писанную маслом икону Почаевской Божьей Матери. Сегодня этот список находится в местном Свято-Дмитриевском храме.

- А кто костюм свахи придумал? - спрашиваю у Петра Степановича, который готов рассказывать о Леликово без устали.

- Это моя Анастасия Игнатьевна знает, - хозяин дает слово супруге.

Хозяйка тем временем достает из шкафа черевички с металлическими подковками на каблуках:

- Как топнет сваха ногой - все услышат. Мы купили эти ботинки у одной из женщин, которая не раз была свахой.

В старину в Леликово считалось, что сваха - боевая подруга жениха. Жених - петух, сваха - курица, потому и с перьями на голове. Обычно на леликовской свадьбе была старшая сваха и свашки - молодые женщины и даже девочки-подростки из рода жениха. Старшей свахой выбирали родную сестру или родную тетю жениха. Она исполняла главную роль, следила за последовательностью свадебных обрядов, участвовала в главных моментах свадьбы. Свашки по очереди пели частушки и танцевали.

Точное время возникновения традиции неизвестно, но современные носители отмечают, что убор леликовской свахи изготавливали и использовали еще их прабабки. До середины прошлого века костюм жил. В свое время в деревнях Леликово, соседнем Повитье и Радостово Дрогичинского района костюм был практически у каждой женщины. Потом традиция стала угасать, а за нарядами в деревни приехали музейщики. В шкафах у местных жителей их осталось немного.

Анастасии Игнатьевне самой руководить настоящей сельской свадьбой не приходилось. Только на реконструкциях выступала свахой. Признается, когда девочкой увидела нарядных свах, очень захотелось самой иметь подобный наряд.

Мечта сбылась. Костюм Анастасия Игнатьевна сшила. И в нем предстала недавно перед членами научно-методической рады в Министерстве культуры Беларуси, которые должны были вынести вердикт быть или не быть наряду в списке культурных ценностей.

Прошу Анастасию Игнатьевну надеть костюм, чтобы разглядеть, что же в нем такого особенного. Пока хозяйка переодевается, пристраиваю на свою голову плат - "брыжы" по-местному. Сделать это самой не получается. Анастасия Игнатьевна смеется, поправляя кокошник с перьями:

- Он должен сидеть на голове набок.

Кроме головного убора еще одна отличительная особенность костюма - "глаза"-цепочки из закругленных ромбов красного цвета. Нашивки в виде глаз есть на рубахе, фартуке и рукавах. С такими "помощниками" сваха была на свадьбе во всеоружии.

После того как костюм леликовской свахи признали историко-культурной ценностью и взяли под охрану государства, в Дивинском центре ремесел (Леликово входит в состав Дивинского сельсовета) будут делать куклы-свахи. С участием Анастасии Шепетюк провели мастер-класс для детей. Разработана региональная программа "Костюм леликовской свахи", в которой предусмотрены изучение и сохранение костюма, работа по преемственности традиций. В общем, старинный свадебный обряд станет местным культурным брендом, с помощью которого здесь рассчитывают повысить туристическую привлекательность края.

Великолепная пятерка

В пятерку лучших элементов из Государственного списка историко-культурного наследия Беларуси входят новогодний обряд "Колядные цари" (деревня Семежево Копыльский район Минская область); торжества в честь Будславской иконы Божьей Матери - Будславский фест (поселок Будслав Минская область); традиция шаповальства (поселок Дрибин Могилевская область); пасхальное блюдо "Масляный баран" (город Глубокое Витебская область); неглюбские ручники (деревня Неглюбка, Ветковский район Гомельской области).

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться