24.05.2018 19:36
Поделиться

Какие персоны и мнения принял в этом году ПМЭФ

В четверг начал работу 22-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Петербург на три дня, с 24 по 26 мая, фактически становится экономической столицей мира.

В этом году на форум приехали около 15 тысяч участников из 140 стран. Ключевыми зарубежными гостями ПМЭФ-2018 стали президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и глава Международного валютного фонда Кристин Лагард. Приехали руководители международных энергетических гигантов (Total, BP, Shell), генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо.

В этом году площадка форума выполняла роль места первой полномасштабной встречи бизнеса и нового правительства, сформированного неделю назад. Заявления чиновников должны были прояснить подробности дальнейшей экономической политики государства. Теперь она неизбежно связывается также с новым программным майским указом президента Владимира Путина (в нем более ста целей по довольно широкому спектру - в том числе улучшение демографии и продолжительности жизни, двукратное снижение бедности, вхождение России в топ-5 экономик мира). Расходы на его выполнение в ближайшие шесть лет правительство оценивает в сумму от восьми триллионов до 25 триллионов рублей. Определить полный список источников финансирования этих расходов кабмину предстоит в ближайшие месяцы.

Источники получения восьми триллионов рублей могут быть разными, но ключевой вопрос - смогут ли эти дополнительные расходы увеличить потенциальные темпы экономического роста, ведь ВВП уже растет темпами на уровне потенциальных, заявила на сессии ПМЭФ-2018 глава Банка России Эльвира Набиуллина. "Это оценка ЦБ: 1,5-2 процента - это потенциальные темпы роста, и любой фискальный стимул без достаточных структурных реформ, если мы сдвигаем эти потенциальные темпы роста, может привести к элементам перегрева экономики, к росту инфляции, к краткосрочному всплеску роста и затем падению", - считает Набиуллина. По ее словам, такая ситуация наблюдается во множестве стран, где фискальные стимулы применяются без структурных реформ.

По мнению министра экономического развития Максима Орешкина, без решения проблем демографии и платежного баланса рост российской экономики рискует замедлиться до одного процента. Так, на российском рынке труда наблюдается дефицит, на это указывают рекордно низкая безработица и высокие темпы роста зарплат, сообщил он. Риски платежного баланса Орешкин связал с тем, что рост экспорта России связан в основном с ростом мировых цен на сырье.

В этом году в Петербург приехали главы мировых энергетических гигантов - BP, Total, Shell

Одним из источников для более быстрого роста экономики может стать специальный фонд для инфраструктурных инвестиций. О его создании объявил на ПМЭФ первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, фонд появится в 2019 году, его объем составит три процента ВВП, основная задача - массированные государственные вложения в инфраструктуру, которые впоследствии стимулировали бы и частный бизнес. Позже замминистра финансов Владимир Колычев уточнил, что фонд будет временным и проработает до 2024 года, его размер составит три триллиона рублей.

Силуанов пояснил, что фонд создается в бюджете. "Вы спросите - откуда деньги? Мы планировали здесь, что это деньги не конъюнктурных доходов, это деньги не от доходов, получаемых от нефти и газа. Это деньги, которые мы планируем получить от привлечения долгового финансирования, но в рамках так называемого золотого правила. Мы можем привлечь деньги с рынка, направив эти деньги на инвестиции, которые будут создавать нам дополнительные государственные активы и которые будут работать для экономики", - сообщил первый вице-премьер.

По его мнению, в случае если темпы роста экономики разгонятся до трех процентов в год, то можно будет избежать и наращивания государственного долга. "Использование инструментов долгового финансирования исключительно для вложений в инфраструктуру в данный момент считаю абсолютно оправданным решением", - подчеркнул он.

У нового главы Счетной палаты, бывшего министра финансов Алексея Кудрина более широкий взгляд на вопрос госдолга. "Сегодня я бы видел несколько более мягкий подход к долгу. Сегодня, конечно, он может чуть-чуть подрасти. В последние годы он рос и сегодня составляет 13 процентов. Он может подрасти и сейчас, в ближайшие шесть лет - на 5-7 процентов. Это ресурс роста", - сообщил Кудрин. По его словам, вкладывать эти деньги нужно не только в инфраструктуру, но также в медицину и образование.

По мнению главы МВФ Кристин Лагард, Россия может позволить себе незначительно увеличить госдолг, но соблюдая при этом бюджетное правило. Его частое изменение может отпугнуть иностранных инвесторов, считает она. С предложением повысить цену отсечения нефти в бюджетном правиле с 40 до 45 долларов выступил Алексей Кудрин, но поддержки в правительстве инициатива не нашла. Эльвира Набиуллина также заявляла, что госдолг можно наращивать лишь до определенного предела и только на проекты, обеспечивающие экономический рост.

Правительство пока не объявило свои окончательные планы еще по одной ключевой теме, весьма интересующей бизнес, - налоговой политике. Антон Силуанов рассказал на ПМЭФ, что в ближайшие шесть лет налоговый режим в России меняться не будет. Однако он сообщил, что при этом налоговую систему ожидает определенная "донастройка". Вероятно, одним из элементов подобной "донастройки" можно считать объявленные минфином в начале мая планы по введению налога для самозанятых. Пока планируется, что ставка налога для них составит три процента при оказании услуг физлицам, шесть процентов - при оказании услуг юридическим лицам.

Еще одним, совершенно неизбежным, сюжетом форума стала тема международных санкций против России. Последняя на данный момент волна ограничений прошла в начале апреля, когда минфин США расширил санкционный список еще несколькими десятками фигурантов - среди них впервые оказались представители частного бизнеса. Новые санкции вызывали трехдневную турбулентность на российском финансовом рынке и ослабили рубль. По словам Алексея Кудрина, до последней волны ограничений негативное влияние санкций на российскую экономику шло по остаточному принципу и уменьшалось - они отнимали около 0,2-0,3 процента роста ВВП. "Сейчас, после последней волны санкций, скорее всего, это влияние увеличилось, наверное, до 0,5 процента ВВП", - констатировал он.

Некоторые компании из санкционного списка обратились за помощью государства - они запрашивали ликвидность на 100 миллиардов рублей. Ранее поддержку в виде рыночного кредита от Промсвязьбанка (на его базе создается опорный банк для гособоронзаказа и госконтрактов) получила "Ренова" Виктора Вексельберга. По словам Антона Силуанова, на общих рыночных условиях будет оказана поддержка и "Русалу", тоже обратившемся за кредитной поддержкой. Силуанов также анонсировал, что правительство готовит новые решения для компаний, оказавшихся в санкционном списке.