Если гражданин был помещен в СИЗО как фигурант уголовного дела, но по медицинским показаниям находится в специализированном психиатрическом заведении, на него должны распространяться нормы УПК о сроках и условиях содержания под стражей.
КС рассматривал две жалобы на статью 435 Уголовно-процессуального кодекса РФ "Помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях". В первом случае мужчине отменили заключение под стражу после выявления психического заболевания, и суд поместил его в медучреждение до решения вопроса о применении к нему принудительных мер. То есть по сути бессрочно. Но статья 109 УПК четко определяет сроки содержания под стражей и их продление. Во втором случае суд решил во время принудительного лечения меру пресечения человеку не избирать. Это означает, что возможный срок ареста в случае, если он виновен, не будет засчитан в срок наказания.
Причина коллизии - лаконичность формулировок статьи 435 УПК, в которой указано лишь, что решение о принудительном лечении принимает суд. По мнению заявителей, это приводит к нарушению гарантий свободы. А если учесть, что принудительное лечение - это по сути лишение свободы, то не соблюдаются положения статьи 22 Конституции РФ. Судьи КС сочли, что в данном случае статья 435 УПК не противоречит Конституции. Но из-за возникших коллизий порядок помещения в психиатрическую спецорганизацию нуждается в толковании.
- Суд обязан установить срок, на который человек помещается в медорганизацию, в том числе календарную дату его истечения, - указали в Высшей юридической инстанции страны. - Продление срока должно быть с учетом положений УПК РФ. Если состояние улучшилось, то срок лечения не должен быть выдержан полностью. А если в психбольницу больной попал из-под стражи, то после окончания лечения вопрос об избрании меры пресечения суд решает заново.
Что касается жалоб на статью 435 УПК РФ, то дела заявителей должны быть пересмотрены.