24.05.2018 05:34
    Поделиться

    В Киргизии обсудили проблемы радикализации религии

    Какое место занимает религия в светском государстве?
    Где проходит "тонкая красная линия", отделяющая традиционный ислам от радикального? Какова позиция государства по этому поводу? На эти и другие вопросы журналистов "Российской газеты" на круглом столе "Современный ислам и его место в государстве и обществе" ответили ведущие эксперты в области религиоведения.

    Маметбек Мырзабаев, директор НИИ исламоведения:

    - В 2014 году принята новая концепция государственной политики КР в религиозной сфере. Документ охватывает период до 2020 года. В нем говорится, что традиционной исламской религией у нас в стране считается ханафитский мазхаб матуридитского направления. При этом, увы, размываются границы между традиционной исламской религией и нетрадиционной.

    В последние годы мы все чаще наблюдаем, как в республике распространяется и популяризируется салафитская идеология. При этом у нас в стране бок о бок сосуществуют последователи как традиционных, так и нетрадиционных религиозных течений. Я думаю, здесь мы уже прошли точку невозврата. Поэтому вопрос, насколько мы остаемся традиционными мусульманами, в какой степени остаются традиционными имеющиеся в стране религиозные институты, как никогда актуален.

    Индира Асланова, представитель Центра религиоведения КРСУ:

    - Наука утверждает, что в современном мире нет ни одной страны, в которой не было бы какой-нибудь доминирующей религии. В России это православие. В странах Европы - лютеранство, протестантизм или католицизм. В республиках Центральной Азии - ислам. То есть, условно говоря, всюду есть некая религия большинства. Поэтому сам термин "традиционный" по отношению к исламу - мировой религии - далеко не однозначен. Даже, скорее, не точен.

    Традиции - то, что исторически укоренилось в массовом сознании. А исламский ренессанс наша страна начала переживать уже в сравнительно недавней своей истории. Однако этот термин вошел в обиход, популяризировался. При этом в концепции госполитики в религиозной сфере не говорится, что такая-то религия традиционна, а такая-то - нет. А говорится, что в стране создаются определенные условия для развития ислама и других религий. Внутреннее конфессиональное разнообразие, которое сложилось в Киргизии, это великая данность! Нам повезло с нею жить и развиваться. И давайте попробуем заменить определение "традиционный" по отношению к исламу на "умеренный".

    Асель Абдыраманова, координатор проекта "Центрально-азиатский диалог лидеров по снижению насильственного экстремизма":

    - Когда мы говорим: это традиционный, а вот это нетрадиционный ислам, мы очень умело манипулируем массовым сознанием. А надо бы быть осторожными. Известно достаточно примеров, когда массы чересчур активно реагировали на те или иные неточные формулировки.

    В государстве, где традициям, обычаям придается большое значение, не надо говорить людям, что тот ислам, который они исповедуют, не является традиционным. Это негативно влияет на сознание - как религиозное, так и этническое.

    Эрлан Бакиев, руководитель теологического отдела 10-го управления МВД КР:

    - Мы с вами живем в светском государстве. И неважно, к какому течению в исламе принадлежит та или иная группа, тот или иной человек. Главное, чтобы они существовали в рамках закона. Почему в республике запрещено несколько десятков религиозных партий, течений и организаций? Потому что они мешают нормальному функционированию государственных институтов, будоражат общество. Следовательно, они незаконны, если хотите - нетрадиционны.

    Возьмем, к примеру, салафизм. Это идеология, под зонтом которой укрываются разного рода течения и организации, среди которых есть умеренные, а есть радикальные. К последним, кстати, относится запрещенный во многих странах ИГИЛ. В то же время одно из ответвлений салафизма - ваххабизм - является официальной идеологией ряда мусульманских стран.

    В исламском мире очень много различных идей, идеологий, течений. Все их уложить в одни рамки не получается. Важно соблюдать единый принцип и уметь находить эту разделительную линию между традиционным - разрешенным и нетрадиционным - вредоносным, запрещенным законами нашей страны течениями религии.

    Аман Салииев, эксперт Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ:

    - Проблема конкуренции традиционного и нетрадиционного ислама будет у нас оставаться еще долгое время. По той причине, что в направлении нашей страны извне генерируется огромное количество форм и способов идеологической работы, включая религиозные. Сегодня религия становится мощнейшим инструментом геополитики. И чтобы защитить души и умы верующих, представители высшего духовенства обязаны реагировать на каждодневные изменения во внешнем мире. А именно - должны ежедневно издавать фатвы, то есть выносить решения, заключения по самому широкому спектру вопросов общественной и религиозной жизни. У нас же этого не делается.

    К сожалению, многие наши мусульманские лидеры зачастую вообще не имеют представления о политике нашего государства, его истории, равно как и о геополитической ситуации в регионе и мире. Имея, как правило, узкое теологическое образование, они далеки от реалий окружающего мира. Тем самым они более подвержены именно нетрадиционным течениям в исламе, что в итоге негативным образом сказывается на пастве.

    Думается, лучшим выходом из этой ситуации станет формирование профессионального муфтията, который будет пользоваться абсолютным авторитетом у верующих. Духовное управление мусульман Киргизии - ДУМК - должно не просто выполнять запросы государства, но и прежде всего опираться на теологию. Наше духовенство должно быть максимально объективным, а самое главное - образованным, чего у нас, к великому сожалению, нет.

    Гульназ Исаева, руководитель аналитического отдела Госкомиссии по делам религий КР:

    - Идеологический вакуум начала 1990-х привел к тому, что наши граждане без разбора стали принимать не только умеренные, но и воинствующие течения. Если бы мы упустили эту тенденцию, это привело бы к хаосу, но мы успели. Именно государство взяло на себя вот эту ношу, ответственность: навести порядок в отношениях с религией.

    Однако давайте сразу развеем миф о "руке государства", всюду расставляющей лояльных себе людей, в том числе и в ДУМК. Госкомиссия по делам религий как государственный орган всего лишь наблюдает за деятельностью духовных учреждений, имеет право регламентировать или лицензировать ее. Но не вмешивается в кадровую политику общественных организаций, каковой по уставу является Духовное управление мусульман.

    Давайте взглянем на проблему под иным углом. Несколько крупных университетов в нашей стране ежегодно выпускают десятки образованных теологов. Но эти кадры не идут служить в сельскую мечеть или медресе, поскольку там платят тыйины либо не платят вообще. Поэтому молодые богословы предпочитают устроиться на "теплые" места или уехать за границу.

    Нургуль Эсенаманова, доцент Киргизской государственной юридической Академии при правительстве КР:

    - Мы провели специальные исследования. Во многих случаях зловещую роль в радикализации играет дезинформация. Ушедший на "джихад" в Сирию человек не обязательно салафит или такфирит. Он - жертва искаженной информации, хлынувшей в наш мир со страниц СМИ, экранов телевизоров и из Интернета. Поэтому надо изучать каждый отдельный случай, историю каждой личности, каждого заблудшего человека.

    Мы как часть мусульманского мира не можем оставаться в стороне от происходящих в нем достаточно сложных процессов. Все, что происходит или будет происходить, так или иначе влияет на ситуацию в нашей республике. Это естественный процесс. Теологи утверждают, что Киргизии нужен умеренный, серединный путь в исламе. Рынок и конкуренция религиозных идей и течений станут фильтром, и мы сами придем к этому единому пути.

    Поделиться