Новости

26.05.2018 11:38
Рубрика: Экономика

В России могут появиться "железные дороги" для летающих беспилотников

Текст: Яна Шамаева (Москва)
В России беспилотные летательные аппараты (БЛА) не вытеснят малую авиацию. Этого не произойдет, даже несмотря на то, что их применение в различных отраслях экономики страны неустанно растет. К такому выводу во время заседания экспертного совета, посвященного данной теме, пришли участники 11-й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018.
 Фото: Валерия Коршунова/РГ Вячеслав Плясухин (в центре): Для дронов выделят специальные аэроузлы и коридоры, ограниченные по ширине и высоте. Фото: Валерия Коршунова/РГ
Вячеслав Плясухин (в центре): Для дронов выделят специальные аэроузлы и коридоры, ограниченные по ширине и высоте. Фото: Валерия Коршунова/РГ

По словам доктора сельскохозяйственных наук, доцента и профессора ВАК Веры Савченковой, сейчас беспилотники зарекомендовали себя в сфере наблюдения за лесами лучше, чем малая авиация. Техника следит за состоянием территорий, в случае пожара передает информацию о распространении огня, контролирует возобновление возгорания и позволяет оперативно потушить пожар, если он снова вспыхнул.

Она также добавила, что опыт использования беспилотников в режимах ЧС активно используют в регионах Сибири и Дальнего Востока. При этом, по ее расчетам, только Красноярскому краю это позволило сэкономить более 16 миллионов рублей в год.

Недостатками беспилотников она считает ограниченную емкость батареи, высокую стоимость и недешевое обслуживание. По ее мнению, в случаях, когда, например, при пожаре необходим десант МЧС, беспилотники помочь не могут, поэтому используется исключительно малая авиация.

- Я не могу на сто процентов утверждать, что малые суда полностью заменятся беспилотниками, но, зная проблемы лесного хозяйства, скажу, что малая авиация будет в будущем применяться, но реже - слишком высока стоимость летного часа. Их можно использовать только при перевозке или эвакуации людей, - отметила Савченкова.

Крупные российские компании тоже пока не собираются отказываться от самолетов и вертолетов. Эксперты сошлись во мнении, что беспилотники и вертолеты не конкурируют, а дополняют друг друга. К примеру, в некоторых отраслях, таких как кадастровая съемка, до появления БЛА авиацию и вовсе не применяли.

О том, что беспилотники пока несовершенный инструмент, но им на подмогу всегда приходят вертолеты, говорит и вице-президент по развитию бизнеса АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" Вячеслав Плясухин. К слову, их компания занимается предоставлением и тех, и других услуг.

- Мы понимаем, что у беспилотников есть свои плюсы и недостатки. Они в наибольшей степени подходят для мониторинга объектов. Одни из наиболее очевидных ограничений - это масса и габариты, возможности аппаратуры применяемой на борту, маленький ресурс планера и невысокий радиус действия на электрическом двигателе. Кроме того, есть особенности получения разрешения на использование воздушного пространства, - напомнил Плясухин.

Как наладить взаимодействие беспилотников и малой авиации, после конференции эксперты обсудили на круглом столе выездной редакции "Российской газеты" на HeliRussia 2018. Во время беседы участники пришли к выводу, что беспилотная и малая авиация должны "дружить", потому что бывают случаи, когда их полеты пересекаются и заканчиваются происшествием.

- Каждый пилот должен быть заранее осведомлен о движении беспилотника, чтобы не было таких ситуаций, когда дрон резко выныривает тебе в лоб, - прокомментировал генеральный директор ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем "АЭРОНЕТ" Глеб Бабинцев.

Однако другие спикеры добавили, что такая технология имеет право на существование, если не мешает пилотам.

- Часто дополнительная аппаратура на борту, которая сообщает информацию пилоту, может ухудшать безопасность, потому что перегружает пилота и отвлекает его от других задач, поэтому не факт, что пилоту нужно знать о всех тысячах беспилотников, летающих вокруг, только о тех, которые представляют угрозу, - сказал президент Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) Владимир Тюрин.

Подводя итоги, спикеры пришли к выводу, что в России нужно создавать места для конструкторов-любителей, где разработки могут летать без получения разрешения, что позволит развивать в стране правовую культуру, а люди начнут понимать, что незаконно летающий дрон может спровоцировать серьезную аварию или унести чью-то жизнь.

- Я думаю, все придет к тому, что для дронов выделят специальные аэроузлы и коридоры. Появятся правила их пересечения, а это, соответственно, другая скорость, другие цены. Плотность потоков дронов в коридорах тоже будет значительно выше, так как они управляются в автоматическом режиме и человеческий фактор будет минимизирован. Это будет воздушная железная дорога только на новом витке цивилизации, - подытожил итоги встречи вице-президент по развитию бизнеса "ЮТэйр-Вертолетный услуги" Вячеслав Плясухин.

Кстати

В целом на HeliRussia 2018 представлены 12 моделей беспилотных летательных аппаратов разного типа и назначения. Это "Ворон-700", "Коршун-1", "Сириус", "Бриз", "Геосакан" 201 и 401, модели Zala 421-08M, 421-16E, 421-16EM, 421-22, а также исследовательский квадрокоптер от МАИ и авиагрузовая платформа SKYF.

В регионах Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Приволжье Филиалы РГ Столица ПФО Нижегородская область ЦФО Москва HeliRussia 2018