Во вторник пленум Верховного суда обсудил проект соответствующего постановления. Здесь есть важный нюанс: по закону конфискация является мерой уголовно-правового характера, а не наказанием. Разница принципиальная: сегодня конфисковать можно либо орудие преступления, либо то, что нажито нечестным путем, и это доказано.
До сих пор время от времени раздаются предложения вернуть советское правило, когда конфискация была наказанием и у осужденного могли забрать абсолютно все.
Однако позиция правительства неизменна: действующие нормы отвечают требованиям времени. А если что и нужно совершенствовать, так это практику.
По данным судебной статистики, число конфискаций в прошлом году выросло. Однако на практике возникает ряд проблем. Решить их и призваны готовящиеся разъяснения.
Например, как говорится в проекте пленума, по уголовным делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности конфискации подлежит любое имущество, принадлежащее обвиняемому, являющееся орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления.
"К такому имуществу могут относиться принадлежащие обвиняемому сотовые телефоны, персональные компьютеры, иные электронные средства связи и коммуникации", - поясняется в проекте.
Например, если с помощью телефона или компьютера был размещен в Сети текст, признанный экстремистским, человека осудят, а гаджет конфискуют.
Кроме того, как сказано в документе, деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), подлежат конфискации независимо от их принадлежности.
По словам экспертов, это означает, что могут забрать, например, автомобиль, на котором ездили террористы, даже если машина принадлежала не им.
А человеку, который пытался дать взятку, но правоохранители пресекли это дело, не вернут деньги из конверта. Мзда тоже будет конфискована. При этом человек, пытавшийся подкупить чиновника, может быть освобожден от уголовной ответственности: закон разрешает в некоторых случаях это сделать. В таком случае посадят того, кто пытался взять взятку. Однако на судьбе денег это не скажется: взяткодателю их все равно не вернут.
Правда, есть исключение: когда гражданин изначально сотрудничал с правоохранителями и дал деньги, чтобы поймать взяточника с поличным.
"Подлежат возвращению их владельцу деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа под контролем органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (например, в ходе оперативного эксперимента), с целью задержания с поличным лица, заявившего требование о даче взятки или коммерческом подкупе", - записано в проекте постановления пленума.
На время следствия под арест может быть взято имущество, находящееся не только у предполагаемых преступников, но и у других лиц, не фигурантов дела. Когда у следствия есть достаточные основания полагать, что имущество получено в результате преступных действий или использовалось для совершения преступления, суд его арестует.
"Арест на такое имущество может быть наложен и в тех случаях, когда по возбужденному уголовному делу личность подозреваемого или обвиняемого не установлена, - говорится в проекте. - В соответствии с международным договором Российской Федерации арест может быть наложен также на имущество, находящееся на территории иностранного государства".
Де-юре арест еще не является конфискацией. Окончательная судьба этого имущества будет решаться потом, когда будет вынесен приговор. А на время разбирательства имущество будет находиться под правовой охраной: деньги нельзя потратить, дом или машину нельзя продать.
Если же во время следствия арест не был наложен, это можно сделать во время судебного разбирательства - по ходатайству прокурора или потерпевшего.
Одна из проблем: преступники часто переписывают имущество на других людей. Как быть? Яхта куплена на преступные деньги, но ей пользуется человек, не совершавший преступлений. И он вроде как честный покупатель. Здесь придется разобраться: действительно новый хозяин ничего не подозревал. Или просто договорился с преступниками.
"Для решения вопроса о конфискации имущества, переданного обвиняемым другому лицу (организации), суду требуется на основе исследования доказательств установить, что лицо, у которого находится имущество, знало или должно было знать, что имущество получено в результате преступных действий или использовалось при совершении преступления", - говорится в подготовленных рекомендациях.