06.06.2018 20:17
    Поделиться

    ГИС ЖКХ готова считывать показания счетчиков воды онлайн

    Водное хозяйство стремительно движется к тому, чтобы стать киберфизической системой, которая объединит всех водопользователей и поставщиков. Цифровизации подлежат системы снабжения и отведения, подсистемы питьевых и сточных вод, а также процессы взаимодействия с заказчиками.

    Одно из достижений в сфере цифровизации водоснабжения - создание Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Электронная форма учета облегчает процесс оплаты услуг, обмен информацией с потребителями и создает возможности для получения достоверной аналитики работы как всей сферы водоснабжения, так и отдельного предприятия.

    Пользователями системы ГИС ЖКХ уже являются 2,5 миллиона человек

    Система уже готова к тому, чтобы получать показатели с приборов учета в электронной форме дистанционно. При этом в ГИС ЖКХ введена система уникальных идентификаторов единых лицевых счетов потребителей, которая позволяет перевести работу предприятий сферы ЖКХ в электронную форму.

    Уже присвоено более 100 миллионов таких единых лицевых счетов. Они будут указываться в платежках, которые мы получаем в почтовые ящики.

    Россияне смогут оплатить услуги ЖКХ в электронной форме или в банке в упрощенном порядке. Достаточно знать только этот номер единого лицевого счета, всю остальную информацию банк возьмет из ГИС ЖКХ. Пользователями системы уже являются 2,5 миллиона человек в разных городах, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые присоединяются к ГИС ЖКХ в следующем году.

    Через систему без оплаты комиссии граждане уже совершили 180 тысяч платежей более чем на 500 миллионов рублей. По словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Михаила Евраева, это настоящая революция в мире ЖКХ.

    - Наиболее активно размещают информацию в ГИС ЖКХ Рязанский, Владимирский, Костромской, Оренбургский и Ижевский водоканалы. Эти предприятия активно участвуют в цифровизации. Большое значение в процессе также играют профессиональные ассоциации, которые ведут активную работу по внедрению перспективных разработок. Если у ассоциаций есть предложения о том, как можно использовать аналитику ГИС ЖКХ в сфере водоснабжения, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций готово рассмотреть и обсудить их. Все данные в систему собирались не только для того, чтобы сделать сферу ЖКХ открытой для граждан и органов власти, но и для того, чтобы вывести качество работы предприятий на новый уровень и сократить большое количество всевозможной отчетности в бумажной форме, - отметил Михаил Евраев.

    Вместе с тем, на II Всероссийском водном конгрессе эксперты назвали несколько проблем, препятствующих цифровизации водного хозяйства. Одна из них - нехватка знаний. Профессиональное среднетехническое образование во многих регионах представлено только на уровне наставничества на предприятиях. Из-за этого осваивать и применять инновации в деле проблематично.

    Президент компании Universal Communications Леонид Лазовский предложил создавать специальные образовательные программы и организовывать поездки за рубеж, чтобы заимствовать опыт внедрения передовых разработок в области водного хозяйства. Во многих городах Европы успешно функционируют интеллектуальные системы, исключающие вероятность потери воды. В России же пока установлены только отдельные элементы этих систем. Остается стремиться к воссозданию целостного механизма.

    - В нашей стране воровство воды имеет колоссальный характер, начиная от банального поднесения магнита к датчику и заканчивая глобальными преступлениями. Поэтому важно выстроить грамотное управление всей сетью, чтобы сразу было понятно, где течет, - считает Леонид Лазовский.

    При внедрении интеллектуальных систем также следует учитывать высокую опасность кибератак. По словам экспертов, взломать некачественную систему могут даже подростки. Чтобы избежать этого, стоит использовать только проверенное оборудование.

    Поделиться