В Москве появится новый вид транспорта - канатная дорога

На Воробьевых горах в Москве началось тестирование канатной дороги, которая свяжет главную смотровую площадку российской столицы с главным стадионом. Пассажиры смогут прокатиться на новом воздушном транспорте после завершения чемпионата мира по футболу, однако корреспондентам "СОЮЗа" удалось первыми изучить дорогу еще до ее официального запуска.

На новой канатке всего три станции: "Косыгина", "Новая лига" и "Лужники". Первая расположилась на одноименной улице неподалеку от самой известной московской смотровой площадки и здания МГУ. Станция практически готова - строители заканчивают отделочные и пуско-наладочные работы. Роскошный вид открывается уже из стартового зала, где совсем скоро в футуристические кабинки будут садиться первые пассажиры.

"Канатная дорога спроектирована и произведена в Швейцарии - эта страна сегодня лидер в сфере создания подобного транспорта, - рассказал "СОЮЗу" председатель координационного совета по реконструкции спорткомплекса "Воробьевы горы" Андрей Брабец. - Внешний вид кабин разработала компания Porsche Design, созданная разработчиком культового спортивного автомобиля Porsche 911. Всего на нашей дороге 35 кабин вместимостью по восемь человек каждая. По малому кругу, между двумя станциями также будут курсировать кресельные подъемники, предназначенные главным образом для спортсменов".

Брабец говорит, что московская дорога уникальна даже по мировым меркам.

Например, у канатки будет сразу три функции - туристическая, транспортная и спортивная. С первой все понятно - первая в российской столице канатка, да еще в таком живописном месте неизбежно привлечет туристов. Они смогут спуститься с высокой горы, пролететь на высоте 9-этажного дома над Москвой-рекой и закончить путешествие у "Лужников", где помимо стадиона создан полноценный спортивный кластер с прогулочными зонами, велосипедными дорожками и массой другой общедоступной инфраструктуры. Транспортная составляющая проекта тоже понятна - расстояние между крайними точками кабины будут преодолевать за пять минут. А сейчас для покрытия этого расстояния даже на автомобиле нужно минимум 15-20 минут.

Если в Лужниках канатка заработает вот-вот, то через три года еще одна канатная трасса свяжет станции метро "Сходненская" и "Речной вокзал" - их разделяет Химкинское водохранилище

А что же со спортивной функцией? "Дело в том, что после запуска канатной дороги начнется строительство лыжного трамплина, соответствующего всем международным стандартам, и школы зимних видов спорта, - объясняет Брабец. - Поэтому на кабинах сразу предусмотрены крепления для перевозки лыж и другого инвентаря - ими будут пользоваться спортсмены, которые смогут после прыжка с трамплина подняться на него с помощью канатной дороги. Также будет спрофилирован горнолыжный склон, где любой желающий сможет обучиться навыкам катания на горных лыжах или сноуборде", - говорит Брабец.

Внимание новые кабины приковывают не только снаружи, но и внутри - в салонах на восемь человек есть видеонаблюдение, мультимедийный экран, разъемы для наушников, через которые пассажиры смогут слушать аудиогид, освещение, ударопрочные стекла и многое другое. Словом, во время поездки будет не только интересно и красиво, но и комфортно.

Стоимость проезда составит около 500 российских рублей туда-обратно, а тарифы на поездку в одну сторону назовут чуть позже - они будут ниже. Спортсмены спортивной школы будут пользоваться подъемниками бесплатно. Работать сооружение сможет круглогодично - оно не боится ни сильного ветра, ни осадков, а в кабинах будет поддерживаться комфортная температура.

Интересно, что московские власти планируют сделать канатные дороги полноценным общественным транспортом, причем без использования бюджетных денег. Если в Лужниках канатка заработает вот-вот, то через три года еще одна канатная трасса свяжет станции метро "Сходненская" и "Речной вокзал" - их разделяет Химкинское водохранилище. Сегодня на дорогу между этими двумя точками уходит без малого час, а канатка сократит это время до семи минут, попутно разгрузив сразу две линии метро и автомобильные дороги. Пересесть с канатки на подземку можно будет через крытые галереи - расчеты показывают, что пользоваться новой дорогой будут до 19 тысяч человек в сутки.

"Предполагаемый объем инвестиций в строительство нового транспортного объекта около 4 млрд рублей, - говорит заммэра Москвы Наталья Сергунина. - После запуска канатная дорога будет принадлежать городу на праве собственности. Инвестор сможет эксплуатировать ее в течение 22 лет. Проектом не предусмотрено финансовое участие города ни на стадии строительства, ни в процессе эксплуатации".

Александр Нестеров, nesterov@sb.by, Минск

Рельеф Беларуси равнинный, поэтому строительство канатных дорог здесь, казалось бы, ни к чему. Так-то оно так, но еще пару десятков лет никому и в голову не приходило, что в стране могут появиться горнолыжные курорты.

А их построили, причем не один. Позже холмы в нескольких десятках километров от Минска, где обосновались горнолыжники, даже окрестили белорусской Швейцарией. Все необходимые атрибуты таких курортов, в том числе снежные пушки и канатные дороги, на этих объектах имеются.

Летом прокатиться по канатной дороге в Беларуси, пожалуй, негде. Сооружения для обучения водным лыжам и вейкбордингу не в счет - это совсем другая тема. Впрочем, есть кое-что поинтереснее - проект развития высокоскоростного струнного транспорта, прототипы которого нынче тестируют в Минской области. Вот уже несколько лет инженер Анатолий Юницкий с единомышленниками продвигают идею внедрения в мировую транспортную систему энергетического и транспортного коммуникатора эстакадного типа SkyWay ("Небесные дороги"). Проще говоря, это электромобили на стальных колесах, которые передвигаются над землей по специальным рельсам-струнам. Авторы проекта утверждают, что междугородние транспортные модули смогут развивать скорость до 500 км/ч, городские пассажирские - до 150 км/ч, предусмотрен и грузовой вариант.

Разработчики SkyWay делают упор на экологичность, безопасность и беспрецедентно низкую себестоимость строительства новой транспортной системы. Под Марьиной Горкой создан экотехнопарк, на территории которого возводятся образцы трасс и инфраструктурных сооружений, чтобы любой желающий мог увидеть, как выглядит и как работает струнный транспорт. Правда, есть одна закавыка: проект подпитывается деньгами за счет так называемого народного финансирования. Скептики в сомнении: смогут ли частные инвесторы извлечь выгоду из вложенных средств?

Зато у многих, прочитавших публикацию на одном из белорусских порталов, не возникло сомнений в реальности другого проекта - создания канатной дороги в Витебске. Мол, тросы "воздушного моста" можно протянуть между гостиницей "Витебск" и высотным жилым домом на противоположном берегу реки Западная Двина. Пассажиры поднимаются на лифте на крышу и "парят" над городом, как герои картины Марка Шагала, только в кабинках. Заманчиво? Пожалуй. Жаль только, что неосуществимо. Позже читатели поняли, в чем подвох, - публикация появилась 1 апреля...

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.