18 июня Коммерческий суд Лондона разрешил заморозить активы "Газпрома" на территории Соединенного Королевства, чтобы позднее их мог получить "Нафтогаз" в счет долга. Об этом сообщил коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко.
"Мы уже вручили эти приказы "Газпрому", - написал Витренко на своей странице в Facebook. Теперь "Газпром" в течение 48 часов после получения этого решения должен предоставить "Нафтогазу" список своих активов стоимостью более 50 тысяч долларов, расположенных в Англии или Уэльсе, передает портал "Энергореформа" выжимки из распространенного пресс-службой "Нафтогаза" сообщения.
Украинская компания занимается взыскиванием долга с "Газпрома" в размере около 2,6 миллиарда долларов. Эту сумму российская компания проиграла по итогам двух судебных разбирательств в Стокгольмском арбитраже, с решением арбитров она не согласна.
"Нафтогаз" пытается взыскать долг, несмотря на оспаривание "Газпромом" в суде исхода спора между компаниями. Чтобы до рассмотрения жалобы по существу активы российской компании не пострадали, она оспорила заморозку активов в Европе через апелляционный суд в Швеции. Тот принял сторону "Газпрома", и теперь "Нафтогаз" не может получить замороженные активы.
"Газпром" 19 июня сообщил, что действия "Нафтогаза" на территории Великобритании "предпринимаются вопреки приказу апелляционного суда округа Свеа (Швеция)" о приостановлении исполнения решения Стокгольмского арбитража. Компания пообещала изучить документы, когда они поступят.
Причины, по которым британский суд вынес такой приказ, могут заключаться в следующем. Во-первых, суд мог посчитать, что приостановление исполнения арбитражного решения не должно само по себе влечь невозможность обеспечения будущего исполнения этого решения и сохранения status quo в отношении активов ответчика. Во-вторых, судьи в Великобритании могли прийти к выводу, что приостановление исполнения арбитражного решения шведским судом действует только на территории Швеции и не распространяется на территории иных государств, пояснил "РГ" партнер BGP Litigation Александр Ванеев.
"Заморозка активов - весьма неприятная мера для любой операционной компании, поскольку это может повлечь приостановление платежей в юрисдикции действия приказа суда", - говорит эксперт. Обоснованность принятия заморозки активов еще будет проверяться британским судом в ходе слушания 6 июля, и на нем у "Газпрома" будет возможность заявить свои возражения.