21.06.2018 10:54
Поделиться

На Урал впервые привезли античные экспонаты из музея Крыма

Свердловский краеведческий музей представил новый выставочный проект "Керчь - древнейший город России", уникальный по многим параметрам. Впервые на не избалованном памятниками античности Урале показывают экспонаты из музея республики Крым, а именно, из Керченского музея-заповедника, которые по дороге к Екатеринбургу пересекли море по новому Крымскому мосту.

- Керченский мост, несомненно, привлечет большее внимание к археологии Северного Причерноморья, - считает профессор Алла Романчук, которая руководила Херсонесской археологической экспедицией уральского университета. - Археология имеет громадное значение, которое сказывается не только на сегодняшнем дне, но и на завтрашнем и далеком будущем.

Выставка крымских древностей на Урале задумывалась давно. Два года назад керченские музейщики впервые приехали в Екатеринбург, договорились о сотрудничестве, после в Керчи выставлялся художественный металл Урала из коллекции краеведческого музея, на фестивале в Керчи выступали уральские музыканты, и наконец-то в Екатеринбург привезли экспонаты из одного из самых известных собраний античных памятников - керамику, фрагменты статуй и строений, барельефы из импортного, с Лемноса, мрамора и известняка. На надгробиях можно рассмотреть, например, вооружение пантикапейских всадников, как они ездили верхом без штанов и стремян, посочувствовать горю отца, потерявшего сына или задуматься о преступлении, совершенном две тысячи лет назад. Единственной уликой остались стихи на надгробном памятнике Феодора: "Пусть моих убийц постигнет та же судьба, а родители, похоронившие меня, да наслаждаются жизнью".

- Мы "состарили" Россию на семьсот лет, - утверждает гендиректор Керченского музея-заповедника Татьяна Умрихина. - Ученый совет Института археологии РАН признал, что город Пантикапей (современная Керчь) основан в 610-690 годах до нашей эры, - таких дат в истории нашей страны не было. Керчь не только самый древний российский город, но и столица первого на территории страны Боспорского государства.

До 2014 года самым древним городом России считался Дербент в Дагестане, которому в этом году исполняется всего-то 2003 года.

- Пантикапей знаком каждому из нас по фотографиям в учебниках истории древнего мира. И сейчас у нас есть возможность видеть и воспринимать античность здесь, на Урале. Вероятно, многим пришедшим сюда захочется поехать в Керчь, это место вполне может стать туристической Меккой, - предположил на открытии выставки свердловский вице-губернатор Павел Креков - "двигатель и инициатор музейного сотрудничества", как его представила директор краеведческого музея Наталья Ветрова. - Я только что вернулся из Крыма, где меня впечатлило объявление на дверях Керченского музея, появившееся после открытия Крымского моста: "Музей отменяет выходные из-за резкого увеличения количества туристов".

Вклад свердловского музея в экспозицию - иллюстрации из книги Демидова, первого князя Сан-Донато, которые раскрывают один из аспектов исторических связей Крыма с Уралом. В 1837 году владелец уральских заводов Анатолий Демидов выехал из Парижа в Крымскую экспедицию. "Какая-то неодолимая потребность влекла меня к изучению стран, столь долго невозделанных и варварских", - признается олигарх на французском языке (русским он не владел) в предисловии к книге "Путешествие в Южную Россию" - своего рода отчете об экспедиции, изданном в четырех томах с прекрасными иллюстрациями за полмиллиона франков. Финансирование как издания, так и международной экспедиции обеспечил доход с демидовских заводов в Нижнем Тагиле, Невьянске, Каслях и Кыштыме.

Добравшись до Крыма, Демидов нашел Керчь "очень похожей на европейский город, который содержится в чрезмерной чистоте", а местный музей - превосходным: "Один из богатейших и замечательнейших музеев, какие мы когда-либо видали. Не исчислить надгробных камней всех времен, которые хранятся в этом прекрасном музее", - хотя мастерство античных скульпторов покритиковал: "Фигуры выделаны не очень бойко", - и предположил, что греки, закладывая Пантикапей, прислали в колонию не настоящих мастеров, а только учеников.

Два хвоста - две руки

К сожалению, в Екатеринбург не привезли самый выдающийся, по мнению специалистов, экспонат Керченского музея - античные солнечные часы в рабочем состоянии. Зато на Урал приехала, в частности, мраморная змееногая богиня.

Древнегреческий историк Геродот описывал ее как "некое существо смешанной породы". Согласно "отцу истории", полудева-полузмея (с женской верхней частью туловища и змеиной - нижней) подстерегла случайно заблудившегося в Причерноморье Геракла, принудила героя к любовной связи и родила трех сыновей - Геракловичей, из которых младший - стал родоначальником скифов. Позже, в европейском средневековом фольклоре таких хвостатых существ называли Мелюзинами или двухвостыми сиренами, или русалками и считали вводящими во грех речными духами женского рода.

В Пантикапее архитектурные украшения в виде мелюзин украшали крышу святилища, и одну такую привезли в Екатеринбург. Ее родная "сестра" значительно лучшей сохранности сейчас арестована судом Амстердама и с 2014 года находится на ответственном хранении в амстердамском музее Алларда Пирсона. Ее вместе с "золотом скифов" в 2013-м отправили в Германию и Голландию на выставку "Крым: золото и секреты Черного моря". После присоединения полуострова украинские власти потребовали вернуть 565 экспонатов из крымских музеев в Украину, музеи настаивают на возвращении коллекции в свои фонды. Два года назад окружной суд Амстердама вынес решение в пользу украинской стороны, которое Россия обжаловала. Апелляция еще не рассматривалась. По сообщению амстердамского музея, временное хранение экспонатов уже обошлось в 111 тысяч евро.

Список кораблей в деталях

"Родственники" другого экспоната ("дороже золота", - говорит о нем профессор и академик Алла Романчук) хранятся в Петербурге. На раскопках помещения в Нимфее, под Керчью в 1982 году экспедиция Эрмитажа открыла несколько тысяч осыпавшихся фрагментов штукатурки с процарапанными рисунками кораблей, всадников, собак и с надписями на греческом. Самые крупные фрагменты остались в музее Керчи, а мелкие - увезли в город на Неве. Двенадцать лет реставраторы Эрмитажа кропотливо собирали этот "пазл" и только в 2009-м открыли новую экспозицию с двумя восстановленными стенами. Наиболее интригующим стало составленное из кусочков метровое изображение корабля с надписью на носу "Исида".

По названию и конструкции судна ученые предположили, что это могло быть изображение дипломатического визита - делегации из Египта Птолемеев к боспорскому царю Перисаду II, нанесенное на стены святилища морских богов. По другим версиям, корабль приплыл из Македонии или с Родоса. Научные споры все еще продолжаются, но многие считают, что в Нимфее раскопали не святилище, а что-то вроде матросского клуба, стены которого моряки украшали в меру своих сил и способностей. Два фрагмента стен этого самого "клуба", исчерканных 1700 лет назад, и привезли в Екатеринбурге.

Флорентийский след

Любопытный документ, связанный с научной деятельностью Анатолия Демидова, предоставил на выставку Нижне-Тагильский музей-заповедник. Это письмо на бланке Флорентийского музея науки: в 1844 году его директор Винченцо Антинори просит князя собрать для музея коллекцию уральских минералов.

- После издания книги, выдержавшей несколько изданий на семи языках, научная деятельность Анатолия Николаевича была широко известна. И вслед за Крымской экспедицией он собирался в экспедицию по Сибири, - рассказала "РГ" главный специалист Нижне-Тагильского музея Светлана Клат. - Все подготовительные работы были уже проведены, наметили срок - 1852 год, в Тагил выехал небольшой французский "десант". Но экспедиция не состоялась, Анатолия Николаевича подвело здоровье (подагра да и зрение ухудшилось).

Для исполнения письмо переслали в тагильскую контору. И, как выяснилось, в том же 1844-м минералы с Урала стремительно отправили во Флоренцию, 45 образцов с Урала фигурируют в каталоге музея 1844 года. Дар Демидова и сейчас выставляется в музее на берегу Арно: уральские турмалины, изумруды и малахит, платиновые и золотые самородки, один из которых из музея украли (в документах флорентийского музея печально отмечено, что "в январе 1867 был в витрине, а в ноябре того же года найден не был").