Автор проекта, искусствовед, начальник управления министерства Дамира Алышбаева буквально загорается, когда речь заходит о работах молодых живописцев и графиков, участвовавших в мастер-классах, организованных ею семь лет назад. Это был сложный и драматичный период в истории страны, еще не оправившейся от апрельской революции 2010 года.
- Я родом из СССР, и после развала Союза меня долго мучила ностальгия по тем временам, когда между братскими республиками не было границ и виз, люди свободно ездили в гости друг к другу, устраивали Дни культуры, фестивали, творческие встречи, выставки, - поделилась воспоминаниями Дамира Жумановна. - Мне безумно хотелось, чтобы молодое поколение, наслышанное о дружбе народов по рассказам родителей, бабушек и дедушек, почувствовало радость совместного творчества, узнало не по фильмам и Интернету, как живут сверстники из бывших союзных республик, каким они видят будущее современного искусства, что думают о наследии прошлого. Чтобы в ходе совместной работы над картинами, обсуждений, споров юноши и девушки не только познакомились с уникальной природой и людьми Киргизии, но и сблизились между собой. Убедились, что дружба народов - не миф.
Эти философские размышления подтолкнули Алышбаеву создать прекрасный проект "Мастер-классы для студентов художественных вузов стран СНГ и Прибалтики в Киргизстане", который она отправила на суд Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ. В Москве идея совместить творческий процесс с воспитанием толерантности понравилась, и там согласились поддержать инициативу финансами. Так в 2011 году удалось организовать творческую лабораторию под девизом "Иссык-Куль - голубые врата Киргизстана" для 39 начинающих художников и педагогов из 11 государств Содружества.
Больше двух недель колесили гости вокруг озера Иссык-Куль, делая остановки в самых живописных местах для проведения пленэрных работ. В перерывах хозяева организовывали экскурсии и встречи с известными мастерами искусства. А по вечерам участники рассказывали о себе и своем родном вузе, обсуждали работы, написанные днем, спорили, выслушивали мнения и рекомендации старших коллег.
К концу проекта у организаторов скопилось свыше 250 этюдов и пейзажей, из которых составили выставку. Работы студентов украсили стены Национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, что стало для будущих живописцев и графиков настоящим потрясением. На открытии присутствовали государственные деятели, дипломаты, известные киргизские художники и скульпторы, воспитанники художественных вузов республики.
Несмотря на успех, прекрасные отзывы участников мастер-классов, призывы деятелей культуры продолжить совместную практику, проект пришлось приостановить. Однако идея о творческой лаборатории оказалась очень привлекательной. Через пять лет Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ предложил возродить проект.
Для Дамиры Алышбаевой и ее команды решение международной организации стало настоящим испытанием. Сроки пребывания участников сократились на неделю, а их количество выросло почти наполовину. При этом контентная часть программы осталась без изменений.
В сентябре 2016 года в Бишкек прилетели студенты и преподаватели из Азербайджана и Армении, Беларуси и Молдовы, Украины и Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. К ним присоединились 20 участников из Бишкека и Оша. Всего в десанте было 60 человек, не считая организаторов.
Богатое красками иссык-кульское лето позволило начинающим художникам вдоволь налюбоваться ущельями, водопадами. Восторг и вдохновение вызывали быстрые реки и вечнозеленые енисейские ели, озера в окружении богатой растительности, удивительные по красоте закаты и восходы. Но не менее притягательны оказались для гостей, впервые посетивших Киргизию, местные люди - фермеры, домохозяйки, пастухи, дети и старики. Их колоритные образы были запечатлены на холстах.
Пленэры длились по три-пять часов в день. За это время одни успевали нарисовать два пейзажа, а кто-то набросать до десятка эскизов. Но все работали самозабвенно, забыв подчас про обед и ужин.
- Особенность нашей природы и климата - изменчивость. Жаркое солнце может в секунды исчезнуть за грозовыми тучами, а небо из ярко-голубого превратиться в пугающе темное, - рассказывает искусствовед Алышбаева. - Это требовало от художников поиска нужной палитры, творческой адаптации к капризам природы. Но эти трудности заставляли их еще пристальней присматриваться к окружающей реальности и вызывали желание перенести красоту нетронутого мира на полотно. А помогали ребятам опытные наставники, которые в процессе работы давали им ценные советы. Кстати, они тоже не выпускали кисти из рук.
А в финале была выставка. Чтобы попасть на нее, работы студентов прошли строгий отбор. Сначала произведения молодых художников оценивали педагоги, затем свое слово сказали "уличные критики" - горожане, туристы, местные любители живописи и даже прохожие. После завершения выставки часть картин была подарена детскому отделению Национальной онкологической клиники.
- Я благодарна проекту за то, что познакомилась с прекрасными художниками из других стран. Очень рада, что получила возможность увидеть страну, узнать ее историю и пообщаться с интересными людьми. Мечтаю оказаться здесь снова, - написала в своем отзыве педагог художественного института имени Сурикова из Москвы Валентина Мурышева.
По словам Андрея Яковенко из Киева, которому дважды посчастливилось представлять Украину, Киргизстан - поистине сказочная страна, настоящий рай для художников-пейзажистов. "Незабываемыми были встречи с людьми этого края, - делится он впечатлениями. - Я здесь получил творческое вдохновение, нашел друзей".
- На пленэре все учились друг у друга и открывали для себя что-то новое. Было грустно расставаться, - признался во время прощания казахстанский живописец Жалгас Тлеугабыл.
Вдохновленные теплыми словами участников мастер-классов Дамира Алышбаева и ее помощники решили и впредь не опускать планку. В прошлом году они продолжили творческий диалог молодых художников, разработав для них еще более насыщенную программу. На сей раз проект был посвящен памяти и творчеству знаменитого писателя Чингиза Айтматова.
Сюрпризом для участников стало и то, что время для мастер-классов организаторы выбрали, казалось бы, не самое выигрышное для знакомства со страной - холодный декабрь. Однако очень скоро участники убедились, что не одним озером богата республика. То, что в южной стране скучно зимой, - придуманный кем-то стереотип, и гости убедились в этом уже в первые дни. Огромная Чуйская долина стала настоящей творческой лабораторией для молодых художников.
Пленэры в ущелье "Ала-Арча", выезды на курорт "Иссык-Ата", посещение памятников Караханидского периода XI-XII веков и мест, связанных с жизнью и творчеством Чингиза Айтматова, вдохновляли участников, придавая их работам глубокий смысл.
А по вечерам по уже сложившейся традиции каждый из авторов выносил на суд товарищей и педагогов свои работы. Рассказывал о себе, учебном заведении, творческих планах. Как правило, обсуждение незаметно переходило в разговор об искусстве, значении и роли живописи, новых направлениях и тенденциях, музыке, фильмах.
Несмотря на плотный график, студенты создали 320 работ. Лучшие были отобраны для итоговой выставки "И дольше века длится день" в Союзе художников. Мероприятие вызвало большой интерес у любителей и ценителей живописи. А для авторов, чьи работы украсили стены выставочного зала, это стало первым признанием мастерства.
Кстати
За время пленэров молодые люди хорошо узнали друг друга. Укреплению дружбы способствовала и шефская помощь детскому дому. Студенты учили его воспитанников рисовать, выбирать нужные краски, различать цвета, на время превратившись в наставников. В конце дня в холле детского дома выросла четырехметровая елка из рисунков обитателей детского дома и участников творческой лаборатории.
На этом связь между ними не оборвалась. Недавно минкультуры передало детскому учреждению несколько картин молодых художников стран Содружества в память о совместной творческой работе. Кто знает, может очень скоро кто-то из детдомовцев тоже захочет посвятить свою жизнь искусству.