Сейчас Ростуризм готовит проект нормативного акта. Ранее ведомство совместно с "Ростехом" направило письмо президенту, где изложены основные принципы работы системы. О содержании письма рассказали "РГ" в пресс-службе Ростуризма. Суть предложения - сделать прозрачным и понятным движение денег по всей цепочке: от туриста до конкретной гостиницы.
Как надзорные органы, так и сами туристы смогут отслеживать каждый этап организации купленных туров: оплата турфирме, авиакомпании, отелю, автобусной компании и так далее. На каждом этапе должен генерироваться электронный документ, подтверждающий факт оплаты услуги, - билет, ваучер в гостиницу, страховой полис, квитанции на оплату экскурсий, услуг переводчика, гида.
Именно непрозрачные схемы перечисления средств приводили к громким скандалам на туррынке и оставляли без отдыха и компенсаций за сгоревшие туры десятки тысяч россиян.
"Электронная путевка" может быть использована и для контроля рынка чартерных перевозок. Она не позволит продавать билетов больше, чем можно выполнить рейсов, отметили в Ростуризме. Тем более сервис должен пресечь откровенные финансовые махинации. Многие турфирмы осуществляют незаконные операции, связанные с нелегальным выводом денежных средств за рубеж, теневой продажей денежной наличности. По данным ЦБ, речь идет о сумме в 60 миллиардов рублей ежегодно.
"За такими сервисами будущее, - говорит председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ. - "Электронную путевку" нужно делать обязательной. Но надо предусмотреть переходный период, а в это время стимулировать бизнес переходить на новый сервис".
Введение "электронной путевки", уточняет вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, должно быть поэтапным, чтобы компании могли адаптироваться, и добровольным, чтобы была возможность оценить эффективность и наладить администрирование, указывает эксперт. "Поскольку это госуслуга, она должна быть бесплатной", - добавляет Барзыкин.
Скептики говорят, что для отслеживания движения средств потребуется обрабатывать огромный массив данных. Для этого нужен оператор. Но кто будет оплачивать его услуги? В Ростуризме на это заметили, что оператор системы может обслуживать "электронную путевку" за счет собственных и привлеченных средств. Что касается технических моментов, то, вероятно, на первом этапе потребуется ручной ввод информации в систему через веб-интерфейс, но будет также возможна автоматическая передача информации через шлюз. "Система прошла комплексные испытания осенью 2017 года и полностью готова к запуску в промышленную эксплуатацию", - добавляют в Ростуризме. Теперь надо принять ряд нормативных актов, проекты которых уже готовы, отмечают в ведомстве. Важнейшей должна стать норма об обязательном использовании участниками туррынка нового сервиса, настаивают в ведомстве. Только так можно надежно защитить туриста от недобросовестных действий не только туроператоров, но также турагентов и посредников.