Эрдоган подтвердил свой результат четырехлетней давности. Тогда он набрал 51,79 процента голосов, а теперь - 52,5. Его главным конкурентом называли кандидата от оппозиционной Народно-республиканской партии, новичка в большой политике Мухаррема Индже. Однако, несмотря на блестящую кампанию, Индже остался далеко позади: сторонника возвращения парламентаризма и проевропейского курса поддержали 30,7 процента граждан. В основном за него голосовали жители приморских регионов на западе страны. Далеко позади остались ветераны турецкой политической сцены - Селахаттин Демирташ от курдской Партии демократии народов (8,4 процента) и экс-министр внутренних дел, бывшая вице-спикер Великого национального собрания харизматичная Мерал Акшенер (7,3 процента).
Одновременно в Турции прошли досрочные парламентские выборы. Возглавляемая Эрдоганом Партия справедливости и развития лишилась 23 мест и, соответственно, парламентского большинства, получив 42,5 процента голосов. Теперь ей придется вступать в альянс с Партией националистического единства. В нынешнем составе парламента, где число депутатских кресел увеличилось с 550 до 600, будет представлен самый широкий спектр сил - от умеренно левых до правых консерваторов. Однако сама роль Великого национального собрания в принятии ключевых решений резко сократится, поскольку большинство полномочий перейдут к главе государства.
Именно после этих выборов в Турции вступают в силу поправки к конституции, меняющие политическое устройство республики - с парламентской формы правления на президентскую. По мнению аналитиков, это позволит главе государства более независимо проводить экономические реформы, в которых нуждается страна. Опросы показывают, что большинство жителей республики считают проблемы в экономике (высокий уровень инфляции, падение турецкой лиры по отношению к доллару, дефицит бюджета и рост задолженности перед иностранными кредиторами) главным вызовом для Турции. Эрдоган обещал развивать "отечественное" производство и финансировать крупные инфраструктурные проекты с участием госкапитала.
Эксперты полагают, что серьезных перемен во внешнеполитическом курсе Анкары ждать не стоит. Скорее всего, Эрдоган, получивший дополнительные рычаги правления, попытается проводить более независимую политику по отношению к Вашингтону, отношения с которым в последнее время переживают не простые времена. Вряд ли турецкие власти станут более сговорчивыми и со странами ЕС, хотя прагматизм и экономический интерес по-прежнему будут заставлять и Анкару, и Брюссель находить возможности для диалога. Очевидно, что Турция по-прежнему будет играть активную роль на сирийском направлении, а также взаимодействовать с Москвой в рамках дипломатических инициатив и стратегических проектов.