Детки в нейроклетке
На фестивале "Зеркало" в этом году большая часть представленных картин была посвящена теме потери самоидентификации и попытке коммуникации с внешним миром - от перехваленного "Вестерна" Валески Гризебах до истинной наследницы Тарковского - "Овдовевшей ведьмы" Цая Чэньчзе.
Одной из таких работ стал номинант на премию "Оскар" 2017 года (проигравший, правда, документальному мини-сериалу Э. Эдельмана "О. Джей: Сделано в Америке") под названием "Анимированная жизнь" - документальная лента, как можно догадаться, с элементами мультипликации от режиссера Роджера Росса Уильямса, рассказывающая о проблеме аутизма.
Проект интересен своей двойственностью. С одной стороны, присутствует незатейливый сюжет - история мальчика-аутиста Оуэна Саскинда, который в три года утратил речевые функции и стал учиться (не сразу) общаться с миром и семьей через гипертрофированные сюжеты мультипликации студии Disney. Подобный контент беззастенчиво обнаруживает в своем художественном арсенале почти все запрещенные приемы и обладает в основном пропагандистской функцией.
Но вторая сторона проекта, техническая, обезоруживает. Лента, изначально неспешная, но постепенно увеличивающая темп, демонстрирует невероятный профессионализм своих авторов, который способен цепкими пальцами вытащить эмоции даже из робота-пылесоса.
Интересно, что Уильямс с командой весьма технично, тактично и с пониманием работает с материалом, довольно бережно обходя самые страшные для семьи временные отрезки. Для этого очень органично используется анимация, которая превращает тяжелые переживания родителей и старшего брата Оуэна в диснеевский мультфильм. Четыре года, которые семья отдала отчаянной борьбе за обучение мальчика навыкам речи, не встречая поддержки у докторов, сопровождается сочувствующими нарисованными сценами. Эпизод, где Оуэн делится воспоминаниями о том, как его травили за аутизм, и вовсе превращается в детский арт-хоррор. И ненавязчиво, но твердо все превращается в гротескный и в то же время вполне осязаемый кошмар, который пытается дать зрителю хотя бы примерное представление, как именно эти буквальные страхи визуализировал для себя герой.
Не давая зрителю передышки, один из продюсеров ленты, отец Оуэна, журналист и обладатель Пулитцеровской премии Рон Саскинд, рассказывает в ленте, что однажды у старшего брата Оуэна, Уолтера, был день рождения и Оуэн заметил, что его брат печален. Он подошел к родителям и сказал, что Уолтер не хочет взрослеть, как Питер Пэн или Маугли. Это была, подчеркивает Рон, полностью осознанная и довольно неглупая мысль, высказанная маленьким мальчиком, хотя доктора уверяли, что Оуэн, скорее всего, лишь повторяет за любимыми героями фразы.
Это душераздирающее для родителей открытие приводит к необычной терапии - они начинают выстраивать с сыном диалог через фразы из мультфильмов ("Русалочка", "Красавица и чудовище", "Бэмби" и т.д.), из которых он помнил абсолютно все строчки.
Чуть позже вторая половина "Анимированной жизни" начинает работать в лучших традициях реалити-шоу: мы видим, как герой растет, как родители вспоминают его первые слова, когда Оуэн выражал свои мысли цитатами из диснеевских фильмов (паузы и звук в таких местах расставлены настолько точно, что слезные железы зрителей работают, как круглосуточный завод), как Оуэн организует свой клуб по просмотру анимационных лент и т.д.
Сама работа не претендует на какие-то открытия. Дальше мы видим, как Оуэн рисует собственный комикс про страну второстепенных героев, неуклюже готовит печенье со своей девушкой, бормочет тарабарщину подсознания во дворе, пытается жить самостоятельно и борется со страхом сцены, когда его приглашают рассказать о том, что же на самом деле чувствуют аутисты. А однажды в его "Дисней-клуб" приходят официальные голоса "Алладина" - злодея Джафара (Джонатан Фримен) и попугая Яго (Гилберт Готтфрид). Надо ли говорить, какой эффект это производит на юношу.
Но даже изрядно прибавивший в социальной адаптации Оуэн не может избавиться от одной важной мысли: что ему делать, когда родителей не станет?
Поэтому, чтобы подготовить Оуэна, его отец нередко разыгрывает с ним ту самую прощальную сцену общения Муфасы и Симбы из "Короля-льва", напоминая, что он будет всегда рядом с ним, пусть уже и в другом виде.
И за эту эмоционально взвешенную рекламу своей продукции Disney охотно превращает "Анимированную жизнь" в капсулу воспоминаний для юноши, сумевшего, как и Симба в финальных кадрах, преодолеть страх своего взросления.
3.5