Как сказано в документе, использование масок во время публичных мероприятий и отказ раскрыть свое лицо влечет административную ответственность. Но при этом правоохранители должны доказать, что человек намеренно закрывал лицо, не желая быть узнанным. Нельзя будет проводить несогласованные акции, выдавая себя за одиноких пикетчиков. По закону, на одиночный пикет согласования не нужно. Как сказано в документе, "уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. При этом минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более пятидесяти метров".
Серия одиночных пикетов может быть признана единой акцией - со всеми вытекающими юридическими последствиями. "Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы, - говорится в постановлении. - Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов".
При этом в документе указано, что, решая вопрос, одиночные были пикеты или единая акция, необходимо исключить возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований. Если же кто-то из случайных прохожих проявил интерес к акции, остановился, чтобы посмотреть, его не надо записывать в пикетчки, и сразу на бумаге превращать пикет в массовую акцию.
Объяснил Верховный суд также как привлекать к ответу различных провокаторов, накаляющих обстановку на митинге. Таких предлагается наказывать по статье КоАП - за воспрепятствование проведению публичного мероприятия. "Такие действия могут представлять собой в том числе издание громких криков и звуков с целью невозможности доведения мнений участников публичного мероприятия и их требований до сведения конкретного лица, организации, органа публичной власти, которым они адресованы (при этом к таким действиям не может быть отнесено высказывание участниками публичного мероприятия мнений по обсуждаемым вопросам); уничтожение (повреждение) плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации, быстровозводимых сборно-разборных конструкций", - сказано в документе.
"Конституция Российской Федерации дает гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, - пояснил "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - При этом данное право не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения безопасности и по другим причинам. Разъяснения пленума Верховного суда России помогут устранить ряд проблем, возникающих в практике применения законодательства о митингах".
В частности, он обращает внимание на то, что документ обязывает органы власти мотивировать свои предложения о переносе места или времени митинга. "При этом приводится перечень причин, на которые могут ссылаться власти, - говорит Владимир Груздев. - Очень важно, что подготовленный документ указывает, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Мы знаем, что нередко власти отказываются согласовывать митинги, ссылаясь именно на возможные неудобства для других людей".
По словам Груздева, помехи движению транспорта или движению пешеходов могут являться уважительной причиной предложения об изменении места или времени проведения публичного мероприятия лишь в том случае, если проведение митинга или шествия нарушит требования по обеспечению транспортной безопасности, "но орган власти обязан будет представить в суд доказательства, что такие угрозы существуют".
Также, по его словам, после принятия постановления местные власти не смогут неожиданно назначать какие-то ярмарки и концерты с целью помешать проведению митинга. Отказ в согласовании митинга по причине, что площадь уже занята, будет возможен лишь в том случае, если о проведении там ярмарки было объявлено заранее. К тому же власти должны будут доказать, что совместное проведение митинга и ярмарки невозможно по причинам безопасности. "В целом правовые позиции, заложенные в проекте, позволят повысить защиту конституционных прав граждан на проведение митингов и способствовать развитию цивилизованных правил", - считает Владимир Груздев.
Постановление пленума Верховного суда РФ о публичных мероприятиях