Владимир Алексеевич, как складывается текущий год для воронежского корпоративного филиала банка ВТБ?
Владимир Пенин: За первый квартал кредитный портфель корпоративного филиала банка ВТБ в Воронежской области увеличился на один миллиард рублей и составил 34,6 миллиарда. При этом объем кредитов, предоставленных среднему бизнесу, составляет порядка 70 процентов общего портфеля. С начала года он увеличился на 700 миллионов рублей и достиг суммы в 24,2 миллиарда. Объем портфеля кредитов малому бизнесу составляет 2,3 миллиарда рублей, крупному - 8,1 миллиарда. Ресурсный портфель банка в регионе за январь - март 2018 года вырос на пять процентов и достиг 23,7 миллиарда рублей, из которых 8,8 миллиарда - остатки до востребования, а 14,9 миллиарда - срочные депозиты.
С чем можно связать такую активность банка и его клиентов?
Владимир Пенин: Показатели, которых мы достигли, обуслолены прежде всего снижением кредитных ставок и созданием привлекательных условий в рамках существующих льготных программ.
Известно, что банк ВТБ участвует во всех пяти госпрограммах поддержки малого и среднего бизнеса, которые существуют на данный момент. Как складывается работа в этом направлении?
Владимир Пенин: ВТБ первым из российских банков начал выдавать кредиты в рамках программы, реализуемой совместно с Корпорацией МСП, направленной на стимулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2017 году банк стал абсолютным лидером по количеству выданных кредитов по этой программе, и наша доля по итогам года составила почти 50 процентов.
Кроме того, мы принимаем активное участие в программе Министерства экономического развития РФ, предусматривающей льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса, а также в программе поддержки агропромышленного комплекса, которую реализует Минсельхоз РФ. Отмечу, что эта программа особенно актуальна для нашего региона с учетом его аграрной специфики: с начала этого года банк заключил в регионе 35 соглашений на общую сумму 1,9 миллиарда рублей. В рамках поддержки экспортеров ВТБ начал работу с корпорацией МСП и российским экспортным центром в части снижения ставки льготных кредитов для компаний, занимающихся внешней торговлей.
А уже в 2018 году ВТБ начал работать с предприятиями МСП, реализуя так называемую "Программу 1706". Она утверждена постановлением правительства России и реализуется совместно с минэкономразвития. В первом квартале наш портфель в этом направлении деятельности составил один миллиард рублей. Программа предусматривает предоставление льготной процентной ставки 6,5 процента для предпринимателей из самых различных отраслей: от сельского хозяйства, строительства, транспорта и производства до туризма и здравоохранения. Заемные средства для пополнения оборотных средств предоставляются на сумму от трех до ста миллионов рублей на срок до трех лет. Кредиты на инвестиционные цели - от трех миллионов до миллиарда рублей на срок до 10 лет.
Стоит отметить, что эта программа стала одним из наиболее востребованных сегодня инструментов поддержки малого и среднего бизнеса. Она встретила мощный отклик со стороны клиентов: за неполных два месяца текущего года банк ВТБ полностью использовал выделенный лимит субсидирования. Сейчас мы увеличили этот лимит и рассчитываем на двукратный рост кредитования.
Какова на сегодня минимальная ставка кредитов для малого и среднего бизнеса?
Владимир Пенин: Подчеркну, что недавно ВТБ снизил процентные ставки по кредитам для малого бизнеса, и минимальная ставка составляет 10 процентов годовых. Таким образом, кредит на инвестиционные цели можно оформить под 10 процентов годовых, а на цели пополнения оборотных средств - под 10,5 процента.
Практика показывает, что сегодня бизнес все охотнее берет кредиты на инвестиционные цели. Вы ощущаете эту тенденцию?
Владимир Пенин: Безусловно. Прежде всего это касается отраслей, связанных с импортозамещением, - агропромышленного комплекса, пищевой промышленности, фармацевтики. Мы охотно и активно поддерживаем отечественного производителя. Так, например, воронежский корпоративный филиал банка ВТБ установил группе компаний "Европак" кредитно-документарный лимит в размере более двух миллиардов рублей на срок до девяти лет. Заемные средства компания планирует направить на строительство нового завода и приобретение оборудования для производства гофрокартона и гофротары.
Для страны очень важно развитие среднего и малого предпринимательства. Поэтому одна из приоритетных целей банка ВТБ - сделать более доступными заемные ресурсы для этих сегментов бизнеса. Конечно, динамика банковских ставок находится в прямой зависимости от рыночной конъюнктуры и ключевой ставки Банка России. На данном этапе тенденции, складывающиеся в этом отношении, благоприятные.
Каковы условия получения кредита в вашем банке?
Владимир Пенин: Кредит мы выдаем после того, как проведем анализ деятельности потенциального клиента, оценим проект, риски, его обеспечение. Если компания демонстрирует понятную, прозрачную стратегию своего развития и соответствует нашим требованиям по кредитоспособности, то решение принимается в ускоренном порядке.
Какие сделки, заключенные в этом году, вы отметили бы как наиболее значимые?
Владимир Пенин: Среди основных сделок, заключенных в первом квартале 2018 года, - установление кредитно-документарного лимита ГК "Агротех-Гарант" на 3,5 миллиарда рублей, ГК "Верхнехавский элеватор" - на два миллиарда рублей. Как я уже упоминал, в рамках новой "Программы 1706" мы профинансировали группу компаний "Европак" на один миллиард рублей.
Расскажите о текущих и перспективных планах банка.
Владимир Пенин: Рынок банковских услуг активно развивается, и мы планируем идти вперед с опережением. При этом конкуренция в сфере банковских услуг сегодня высока. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед нами, - постоянное совершенствование сервисной модели. Очень важно работать с каждым клиентом индивидуально, предлагать ему комплексное обслуживание, исходя из потребностей его бизнеса. В настоящий момент ВТБ акцентирует внимание на безрисковых доходах, развитии транзакционных продуктов, digital-технологий и совершенствовании удаленных каналов обслуживания. Сегодня для бизнеса это очень важно. А для нас важно чувствовать рынок и потребности клиентов.