26.06.2018 12:59
    Поделиться

    Как газовые баллоны стали угрозой для горожан

    В России собираются ужесточить требования к бытовым газовым баллонам. Минпромторг предлагает указывать на каждом баллоне данные владельца, Торгово-промышленная палата просит изменить ГОСТы, регулирующие конструкции самих емкостей, участники рынка хотят ввести единого регулятора в этой сфере. Обеспокоенность экспертного сообщества понятна: каждую неделю в регионах страны происходят взрывы газа, люди гибнут, получают травмы, лишаются имущества.

    "Вы принесли бомбу"

    Вообще-то на весь пятимиллионный Петербург существуют порядка дюжины точек, где можно официально заполнить бытовой газовый баллон. Еще в нескольких точках можно обменять пустой баллон на полный.

    Но в то же время на выездах из города стоит не менее полутора сотен киосков, где продают пропан-бутан. Это автомобильные газовые заправки (АГЗС). Заправлять на них бытовые газовые баллоны строго запрещено правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением и законодательством о защите прав потребителей.

    Запрет обусловлен тем, что сам тип автомобильных и бытовых газовых баллонов отличается. На баллонах, которые устанавливаются в автомобилях, имеются отсекатели, они не дают переполнить баллон. И когда газа набирается достаточное количество, подача автоматически прекращается. В бытовых газовых баллонах такой системы нет. Поэтому заправлять их сложнее. Перед заправкой баллон должны проверить, выяснить, нет ли утечки, не истек ли срок его эксплуатации, не остались ли внутри тяжелые фракции. А саму заправку необходимо проводить на весах, чтобы не только считать количество поданного газа, но и учитывать, сколько его находится в баллоне.

    Это в идеале. По факту бытовые газовые баллоны заправляют на автомобильных заправках безо всякой проверки. Корреспондент "РГ" убедилась в этом лично.

    Для эксперимента были взяты три старых газовых баллона, обнаруженные на чердаках у знакомых садоводов. Заправлять баллоны взялся петербуржец Александр Егоров, обладатель дачи в Лужском районе Ленобласти.

    Первая точка - заправочная станция на улице Седова, 18. Над окошком кассира висит предупреждающая вывеска: "Баллоны не заправляем". Но оператора надпись ничуть не смущает. Он ставит баллоны рядом с цистерной с сжиженным газом и поворачивает вентиль. За заправку двух баллонов емкостью 5 и 12 литров он берет 799 рублей.

    На проспекте Народного Ополчения, 151 оператор, увидев баллон, качает головой. Но, как оказалось, дело не в федеральном законодательстве и не в соблюдении техники безопасности. Продавец признается: у него на днях украли переходник, поэтому он может заправлять только автомобили.

    А вот на Таллинском шоссе, 151а, литера А переходник нашелся, и оператор, не задавая никаких вопросов, заправил 12-литровый баллон за 417 рублей.

    Ни на одном из этих пунктов баллоны не взвешивали, не смотрели на дату их производства, хотя все три баллона были старше 20 лет и непригодны к использованию. Один был выпущен 40 лет назад, второй - раздут, третий - с истекшим сроком поверки. Принимать такие емкости операторы в принципе не имеют права.

    На городском газонаполнительном пункте в Пушкине операторы встретили нас недобрым словом. Оказалось, что на Седова, 18, баллоны наполнили газом до краев, и это притом, что их можно заправлять лишь на 85 процентов.

    - Вы принесли бомбу, - бросил один из операторов в нашу сторону. - Было бы немного теплее, мог быть взрыв.

    "Будем выяснять"

    "РГ" обратилась в компании, где в нарушение законодательства были заправлены газовые баллоны. АГЗС на Таллинском шоссе принадлежит ООО "Газгрупп регион". В самой компании корреспондента "РГ" заверили, что заправка газовых баллонов на точках не производится. На вопрос, почему же баллон все же был заправлен, в компании ответили, что будут выяснять.

    Поиск ООО "ГК", которая, если верить чеку, ведает АГЗС на Седова, 18, позволил выяснить интересные подробности. Во-первых, ИНН, отпечатанный на чеке ООО "ГК", отсутствует в реестре Ростехнадзора, то есть фирма с такими данными не имеет лицензии на обращение со взрывоопасными веществами.

    Во-вторых, телефона самой АГЗС в открытых источниках нет, но юридический адрес ООО "ГК" совпадает с адресом другого крупного игрока на рынке газомоторного топлива - ООО "Росгзаз". Секретарь "Росгаза" пообещала связать корреспондента "РГ" с лицом, ответственным за АГЗС на Седова, 18, но к моменту написания материала на связь никто так и не вышел.

    Примечательно, что в офисе на Свеаборгской, 12 базируются не только ООО "ГК", "Росгаз", но и ООО "Газгрупп регион". Более того, у двух компаний совпадают и фамилии учредителей.

    В принципе, газовые компании, заседающие на Свеаборгской, - это не единственные крупные игроки. В сегменте АГЗС Петербурга работают еще дюжина компаний. Садоводы на форумах делятся адресами "хороших" АГЗС, где готовы наполнить газом любой сосуд.

    Но, как выяснила "РГ", точных данных, где заправляют баллоны, нет ни у одной структуры, за этим видом деятельности на АГЗС никто не следит.

    В Северо-Западном управлении Ростехнадзора "РГ" сообщили, что контролируют только оптовиков, компании, которые продают сжиженный газ цистернами. В прокуратуре "РГ" пояснили, что реагируют на конкретные нарушения. В комитете по природопользованию отметили, что если происходит разлив газомоторного топлива, то специалисты выезжают на место с проверкой. В комитете по энергетике корреспонденту "РГ" сообщили, что покупка газа в бытовых газовых баллонах относится к коммунальной услуге, а в Петербурге определен один ее по-ставщик - "Ленгаз-Эксплуатация", и к этой структуре сотрудники комитета обращаются, когда возникают вопросы по отрасли.

    - Когда в Петербурге происходит взрыв газового баллона, с проверкой обязательно приходят к нам, - говорит директор компании Олег Степанов. - Потому что в контролирующие органы поступает указание: "Проверить все организации, которые занимаются заправкой бытовых газовых баллонов". Но фактически в администрации Петербурга как такая структура зарегистрированы только мы, для остальных компаний это попутный вид деятельности.

    Визит инспекторов всегда заканчивается одинаково: компании предписывают усилить меры безопасности, а где был заправлен взорвавшийся баллон, так и остается тайной.

    Дело о натяжном потолке

    Четыре месяца назад в доме по улице Репищева, 10 взорвался газовый баллон. Пострадали три человека - монтажники из фирмы, занимавшейся установкой натяжных потолков. На третьем этаже в десяти квартирах выбило стекла, снесло гипсокартонные перегородки, разворотило всю мебель

    Дом сдан полтора года назад, владельцы квартир только-только закончили ремонт. После взрыва владельцам наиболее по-страдавших квартир было выплачено по 100 тысяч рублей на ремонт, строительная компания восстановила пострадавшие конструкции. Но, как говорит жительница дома Елена Хмелевская, сейчас застройщик рассматривает возможность вернуть деньги... с жильцов. Компания, которая производила монтаж натяжных потолков, канула в небытие, никаких компенсаций от нее жители не получили.

    Следственный комитет Петербурга, который расследует это уголовное дело, до сих пор не признал жильцов разрушенных квартир потерпевшими, и люди не уверены, что когда-нибудь им компенсируют их затраты.

    Именно конторы, занимающиеся натяжными потолками, составляют основную долю клиентов АГЗС. Один из участников газового рынка Петербурга на условиях анонимности поделился с "РГ" мнением, что увеличение числа точек продажи пропан-бутана связано как раз с ростом популярности натяжных потолков. По словам эксперта, дачники заправляют баллоны один-два раза за сезон, в то время как монтажникам нужно заливать газ раз в два-три дня.

    Как рассказал "РГ" Руслан Измайлов, руководитель петербургской ассоциации монтажников натяжных потолков, существующие технологии позволяют без использования газа установить только тканевый потолок. Но многие клиенты настаивают на ПВХ-потолке, он в несколько раз дешевле, и, чтобы расправить пленку в помещении, как раз используется газовый баллон.

    - Здесь все зависит от того, насколько ответственно относится фирма к своей работе, - поясняет Измайлов. - Легальные игроки заправляют баллоны на официальных газонаполнительных пунктах, регулярно освидетельствуют их, перед каждым выездом проверяют состояние баллона, а при ремонте соблюдают технологию. Но есть и другой подход, когда баллон заправляют где придется, не проверяют его, а оказавшись в квартире, монтажники идут еще дальше и греют его открытым огнем. Как следствие, происходят взрывы.

    Но при этом, по словам эксперта, нет ни одной структуры, которая бы хоть как-то могла следить за соблюдением техники безопасности в деле монтажа натяжных потолков. Соответственно, получается ситуация, когда монтажник заправляет с нарушением всех возможных норм непригодный для эксплуатации газовый баллон, на АГЗС ему могут еще и подпортить ситуацию и залить газ до критического объема. С баллоном, который в прямом смысле слова можно назвать бомбой замедленного действия, рабочий приходит к клиенту, а дальше может произойти что угодно. Причем рискуют своими жизнями и имуществом все соседи, находящиеся в радиусе нескольких квартир от места проведения ремонта.

    Проблема перетекает

    Профессионалы рынка, безусловно, осведомлены, что с бытовыми газовыми баллонами периодически что-то случается. Но пока изменить ситуацию не получается. Тем не менее, доски объявлений пестрят предложениями от монтажников натяжных потолков, гарантирующих полную безопасность благодаря тому, что они используют композитные, а не стальные газовые баллоны.

    - При нарушении правил эксплуатации любой газовый баллон представляет опасность, - говорит заведующий лабораторией баллонов Российского научно - исследовательского института трубной промышленности Алексей Ушков. - У композитных баллонов запорная арматура устроена так, чтобы не допустить избыточного давления. То есть, если газа залито чрезмерно много или если при повышении температуры воздуха он расширяется, то излишки газа выходят из баллона. Но здесь, на мой взгляд, возникает новая опасность: если баллон при этом находится в помещении, то при превышении концентрации газа и при появлении любой искры взорвется не баллон, а целая комната. Кроме того, известны случаи, когда зарубежные изготовители не учитывали особенностей эксплуатации в РФ, что привело к изъятию из оборота композитных баллонов, продававшихся несколько лет, существовала угроза безопасности для очень большого количества людей.

    Эксперты сходятся во мнении - несмотря на достаточно жесткие требования к газовому оборудованию, их выполнение контролируется слабо. И практика показывает, что сам бизнес изнутри контролировать ситуацию не готов, а все это приводит к тому, что взрывы газовых баллонов превращаются в пусть страшное, но вполне обыденное явление.

    Поделиться