Когда средств государственной поддержки начинает не хватать, возникают вопросы о том, как она распределяется. В любой сфере экономики самыми информированными являются страховщики - они рискуют своими деньгами за чужие просчеты, а потому считают на много ходов вперед.
Президент Национального союза агростраховщиков (НАС) Корней Биждов полагает, что основная причина - изменение условий субсидирования. Он имеет в виду систему "единой субсидии" с предоставлением регионам права самостоятельно определять, кому какие субсидии давать. По мнению президента НСА, сегодня очевидна неготовность нормативной базы - приказ минсельхоза России, на основании которого рассчитываются субсидии, вышел только к концу 2017 года - 6 декабря.
Из статистики субсидирования предприятий АПК в первом квартале сего года видно, что государственную поддержку получили около 250 хозяйств, из которых 50 - фермерские, притом что всего в Ленобласти около 450 фермерских хозяйств. Президент Союза фермеров Санкт-Петербурга и Ленобласти Александр Быков полагает, что система субсидирования в регионе организована неправильно, она ориентирована на крупные хозяйства и фактически непригодна для реальной поддержки небольших. По сути, позиции главы регионального Союза фермеров и главы Национального союза аргостраховщиков, схожи.
Предоставленная Корнеем Биждовым статистика полностью подтверждает главное: защищенность бизнеса сельхозпроизводителей Ленинградской области сегодня крайне низкая. За три квартала 2017 года аграрные предприятия СЗФО в общей сложности выплатили 65 миллионов рублей страховых премий, хотя в 2016 году было 109 миллионов.
Проще говоря, страховая защищенность региональных хозяйств в прошлом году сократилась по сравнению с позапрошлым почти в два раза.
Принцип "единой субсидии", похоже, напрягает всех. Когда региональным властям дан карт-бланш на распределение государственных денег, неизбежно возникают кривотолки о справедливости.
Один из специалистов экономических подразделений ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области рассказал о поступающей в его ведомство информации о взятках, которые представители хозяйств вынуждены платить за получение субсидий.
"Мы неоднократно предлагали представителям бизнеса написать заявления о вымогательстве взяток, чтобы официально привлечь коррупционеров к уголовной ответственности, но они всегда отказываются - боятся, что вообще не смогут заниматься бизнесом".
Президент регионального Союза фермеров Александр Быков полагает, что причины латентной коррумпированности получения субсидий заложены в самой процедуре.
- Чтобы получить государственную поддержку, хозяйство должно взять на себя обязательства по продуктивности. Но выполнить такое обязательство далеко не всегда получается - не потому что производители бестолковые, а потому что это зависит от очень большого количества факторов, включая погоду. И руководство хозяйства оказывается перед выбором: вернуть бюджетные деньги или фальсифицировать документы так, будто все обязательства выполнены. Чиновники могут выявить обман, а могут и не выявить. Результат - все "на крючке", - утверждает Александр Быков.
Слова главы Союза фермеров полностью подтверждают в Национальном союзе агростраховщиков. Они всегда учитывают, что Северо-Запад - "мокрый" регион, в связи с чем в период с 2012-го по 2017 год все страховые выплаты в растениеводстве в Ленинградской области произошли из-за переувлажнения почвы.
По словам Александра Быкова, такое положение дел бьет прежде всего по мелким производителям, у которых меньше денег, связей, возможностей. Вот почему лишь четверть областных фермеров получили господдержку - большинство полагает, что проще вообще не связываться с региональными властями. В областном комитете по АПК описывают проблему так:
- Если предприятие не выполняет свои обязательства, оно возвращает выданную субсидию. В прошлом году таких случаев почти не было - у нас все молодцы. Может быть, имелись проблемы из-за субсидий, выданных на производство картофеля, поскольку был плохой урожай из-за погодных условий. Но вышло постановление правительства о том, что в Ленинградской области особые условия, приравненные к форс-мажору, поэтому предприятия, получившие субсидии на производство картофеля, освобождались от штрафных санкций, - сообщил представитель комитета "Российской газете".
Страховщики профессионально чутко отреагировали на все эти малоприятные тенденции. По словам президента НСА Корнея Биждова, в 2017 году количество заключенных договоров сельхозстрахования с господдержкой снизилось в 2,2 раза по сравнению с 2016 годом, средняя страховая сумма снизилась в 1,8 раза, сумма страховой премии - в 3,5 раза, страховые выплаты - в 1,9 раза. Сейчас тенденция снижения защищенности сельхозпроизводителей сохраняется.
В областном комитете по АПК не скрывают, что одним из условий выделения некоторых из примерно 40 видов субсидий является страхование урожая. В любом секторе бизнеса страхование - основной регулятор корректного поведения участников.
Глава регионального Союза фермеров Александр Быков уверяет, что добиться страховой выплаты почти невозможно: представители страховой компании скажут, что фермер неправильно посадил, неправильно провел мелиорацию и так далее, в результате чего за страховщиками придется бегать больше, чем за собственным урожаем.
По его мнению, каждый из претендентов на господдержку должен иметь возможность решать сам - страховать результаты своей деятельности или нет.
Президент НСА Корней Биждов более дипломатичен:
- За практическую организацию господдержки агрострахования отвечают региональные органы АПК, у которых нет ни возможностей, ни стимулов к созданию полноценной системы управления сельхозрисками. Включение агрострахования в 2017 году в "единую субсидию" с предоставлением регионам права самостоятельно определять, нужна ли их аграриям поддержка агрострахования, привело к плачевным результатам, - сообщил он "Российской газете".
Но с обвинениями в лукавстве при возникновении страховых случаев в Национальном союзе агростраховщиков категорически не согласны.
Они приводят статистику: всего с 2012-го по 2017 год аграрии Ленинградской области получили более 170 миллионов рублей выплат по страховым случаям, связанным с ущербом для сельского хозяйства.
Иногда выплаты превышали сборы: например, по итогам 2016 года выплаты агростраховщиков в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составили 83,3 миллиона рублей, притом что сборы оказались меньше - только 72,5 миллиона рублей. Всего же с 2012-го по 2017 год выплаты аграриям СЗФО составили более 458 миллионов рублей.