"Сегодня я еду на бал!" - в наши дни эта фраза звучит странно и непривычно. Несмотря на то, что каждый из нас сотни раз видел это в кино, от чувства неловкости не получается избавиться долгое время.
Самый первый шаг, с которым сталкиваются гости, - это подбор бального костюма в соответствии с дресс-кодом. И если кавалеры могут с легкостью решить вопрос black tie, надев смокинг, фрак или парадную форму, то дамы должны всерьез заняться поиском вечернего платья. В памятке, которую выдал бальный комитет, было отмечено, что любые головные уборы, исторические наряды, короткие юбки, пестрые расцветки, меха и шлейфы недопустимы для дам, а вот веер и перчатки "приветствуются".
Кстати, на современных парижских или венских балах предъявляются еще более строгие требования к внешнему виду. Например, предполагается, что белый цвет надевают только дебютантки, а "шпильки" и плоские подошвы - однозначно запрещены.
В XIX веке, когда Петр I привез бальные традиции в Россию, большинство гостей расценивали танцы как повинность и могли просиживать все время за карточными столами. Сейчас все до единого обязаны принимать участие в действии. Организаторы проекта - Благородное собрание Севастополя -рассказали, что для всех пар в течение трех месяцев проводились не только тренировки, но и уроки по этикету, истории и литературе. В итоге: большинство участников с поставленной задачей справились, учитывая тот факт, что две сотни гражданских и офицерских пар представили программу более чем из тридцати танцев. В этом году в танцевальной программе бала были: полонез, вальсы, кадрили, мазурки, польки и многие другие танцы, которым ежедневно учили участников бала.
Хотя и место, и танцевальная программа бала неразрывно связаны с прошлым, комитет настаивает на том, что бал не является реконструкцией. Руководитель проекта Екатерина Графодатская отметила: "Бал - это современный проект о современных людях. Это не только дань славе предков, но и осознание ответственности, которую она на нас возлагает".
В этом году бал посвящен 235-летию города-героя Севастополя, 235-летию Черноморского флота и Дню России.
Литературной основой традиционного Бального парада в этом году стало произведение Александра Грина "Бегущая по волнам" как символ мечты, ведущей человека. Ключевая роль была отведена образу женщины и ее главным качествам - вдохновению, рождению, созидательной силе и любви.
Михайловскую береговую батарею, где проходил бал, возвели в 1846 году при императоре Николае I, но балы там, разумеется, не проводили, поскольку сооружение практически до наших дней оставалось закрытым объектом, принадлежавшим военно-морскому флоту. На фоне батареи, напоминающей средневековую крепость, белоснежная форма морских офицеров выглядела очень "по-дворянски".
Военная символика стала отличительной особенностью севастопольского бала, вытеснив его из ряда "венских балов", завоевывающих высший свет провинций. С первой картинки - кораблей, которые доставляли гостей на бал по морю с Графской пристани, до последней - фейерверков, венчающих танцевальную программу, ощущалось моряцкое достоинство и спокойствие. Идея местного Благородного собрания создать мероприятие, которое объединит военные и гражданские пары - это точное попадание в цель. И то, что проект проходит уже в пятый раз, подтверждает его популярность среди крымчан. Общее количество участников бала в этом году составило более 500 человек.
Конечно, у организаторов есть мечта: выйти на общероссийский и, даже, международный уровень. По этому случаю, на балу уже присутствовала делегация иностранных представителей, среди которых были военные атташе из Бразилии, Венесуэлы и Сирии. Видимо, именно для них программу бала разнообразили латиноамериканскими и восточными танцами.
Кстати, в этом году бал впервые прошел в музыкальном сопровождении Академического симфонического оркестра Крымской государственной филармонии, Военно-духового оркестра Черноморского флота, Образцово-показательного оркестра войск национальной гвардии Российской Федерации. Помимо этого, выступали великолепные артисты и творческие коллективы - ансамбль песни и пляски Черноморского флота, солисты Крымской государственной филармонии, академического хора "Жаворонок", студия классического танца "Класс балет".
Еще одной из традиций бала является его благотворительная направленность: ежегодно во время его проведения проходит сбор средств для оказания адресной поддержки малоимущим семьям и одаренным детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, живущим в Севастополе.
Если в девятнадцатом веке бал был делом привычным, то для нас, жителей крупных современных мегаполисов - это интересный способ альтернативного отдыха, а также одна из достопримечательностей Севастополя. А в этом городе живет особенный дворянский дух, совершенно противоречащий тому, что мы представляем под "российским курортом". Крым только начинает активно развиваться, и у него уже есть все шансы выйти вперед.
Помимо Офицерского бала, в летний период Севастополь привлекает жителей и туристов еще несколькими крупными событиями. В конце июля экстремалы из России и других стран съезжаются на второй по счету Международный фестиваль водных экстремальных видов спорта "X Fest", где проходят первенства по вейкбордингу, флайбордингу и скейтбордингу. В августе Севастополь собирает российских и зарубежных оперных певцов на территории древнего Херсонеса в рамках международного музыкального фестиваля "Опера в Херсонесе". В прошлом году фестиваль открывали президент и премьер-министр России.
Как и Севастопольский бал, эти проекты курирует директор департамента общественных коммуникаций Олег Беркович.