Так все-таки, минувший сезон для "Химок" получился просто хорошим или успешным?
Павел Астахов: Итоги прошедшего сезона для нас однозначно успешные. Это я говорю с полной уверенностью. Потому что те задачи, которые были перед нами поставлены - выполнены. Мы впервые в своей истории попали в плей-офф Евролиги, то есть в число восьми сильнейших команд континента. А в Единой лиги заняли второе место и снова получили право выступать в турнире сильнейших команд Старого света, теперь уже в розыгрыше 2018/19. Причем в Евролиге нам совсем немного не хватило для того, чтобы пройти дальше.
Чего не хватает "Химкам", чтобы побеждать ЦСКА чаще, а не от случая к случаю? Ведь сезон 2017/18 вы начали с победы над армейцами в престижном Кубке Гомельского…И что не получилось в финале Единой лиги?
Павел Астахов: Мне кажется. Мы и так были максимально близки к ЦСКА - и в упорной серии плей-офф Евролиги, и в финале Единой лиги. Увы, из-за травм игроков мы всю концовку сезона играли без чистого разыгрывающего и без центрового. В баскетболе это ключевые амплуа, та самая ось, вокруг которой строится вся команда. И, тем не менее, даже при таких кадровых проблемах мы на пути к финалу обыграли столь сильных соперников, как краснодарский "Локомотив-Кубань" и казанский УНИКС. Увы, в финале нам просто не хватило ресурсов - кадровых и физических. Накопилась усталость, что естественно при таком бешеном графике игры, когда сражаешься на два фронта. Мы суммарно провели 63 матча за восемь месяцев. Зачастую "Химки" играли по три матча в неделю, иногда по четыре встречи за десять дней. Прибавим сюда перелеты и переезды. На наших лидеров, особенно Алексея Шведа, выпала колоссальная нагрузка. Поэтому в данной ситуации серебряные медали Единой лиги и чемпионата России - хороший результат.
Год назад на Совете Единой лиги вы как руководитель БК "Химки" были против перехода решающей стадии на формат "Финала четырех". Сейчас мнение изменилось или осталось прежним?
Павел Астахов: Взгляд не поменялся. Остаемся при мнении, что полноценный плей-офф - наиболее справедливый формат для определения чемпиона любого соревнования по игровым видам спорта. С другой стороны, учитывая столь долгий и насыщенный сезон, "Финал четырех" непосредственно для самих игроков выглядит предпочтительнее. Поэтому и такой формат вполне себе имеет право на жизнь. Тем более что в России с 14 июня идут матчи чемпионата мира по футболу, затягивать первенство Единой лиги не было смысла. Тогда наши решающие баталии информационно ушли бы в никуда, на баскетбол никто бы из болельщиков не обратил внимания. Что касается посещаемости "Финала четырех", то на нашей игре за титул с ЦСКА был фактически полный зал. Думаю, Лига получила полезный опыт и проанализирует его,
Два ключевых вопроса уже с прицелом на будущее: остается ли в команде главный тренер Георгиос Барцокас и не вернется ли в НБА Швед?
Павел Астахов: Сейчас для тренеров и игроков отпускной период, для меня как руководителя идет едва ли не самая жаркая пора - формирование состава на следующий сезон. По Шведу: у него контракт с "Химками" до лета 2020 года, поэтому пока никаких разговоров о возможном отъезде Алексея с его стороны не велось, к этому нет никаких предпосылок. Договор с Барцокасом действует и на протяжении следующего сезона. В минувшем сезоне он выполнил все поставленные перед ним задачи, тут никаких вопросов у нас не возникает. Грек продолжит работу в клубе. Сейчас я, главный тренер, президент клуба анализируем нашу кадровую ситуацию, смотрим, у кого срок действия контракта уже истек, принимаем решения - продлевать или нет. Почти сразу после окончания чемпионата Единой лиги мы поблагодарили центрового Томаса Робинсона, с которым был годичный контракт, пожелали ему удачи в новых командах. Он отлично начал сезон, потом получил травму, которая и его подкосила, и нам массу проблем доставила. Он вернулся в строй, но прежних кондиций по объективным причинам набрать не смог. Затем мы пожали руку игроку этого же амплуа черногорцу Марко Тодоровичу. А вот с Энтони Гиллом заключили новое двухлетнее соглашение, не стали использовать опцию выхода из контракта "1+1" с Малькольмом Томасом - он остается в составе. Возвращается в "Химки" форвард Петр Губанов, последние пару лет выступавший за "Нижний Новгород". Различные кадровые новости из стана "Химок" будут поступать почти все лето, работа по составу ведется в режиме нон-стоп.
Как минимизировать риски, снизить травмоопасность для игроков, когда команда играет в двух марафонских турнирах параллельно? Есть какой-то рецепт?
Павел Астахов: Хороший вопрос. Мы как раз сейчас в спокойной обстановке анализируем все коллизии прошлого сезона: логистику, загруженность игроков, интенсивность тренировочного процесса и так далее. Легче в предстоящих турнирах Евролиги и Единой лиги нам точно не будет, нужно сделать правильные выводы. В принципе, и в минувшем сезоне у нас был достаточно глубокий состав, позволивший с серьезными потерями, без плеймейкера и центрового, добиться результата. Наверное, нужно четче продумать ротацию и схемы передвижений по Европе и стране. Например, у нас был момент - 5 января играем в немецком Бамберге, а уже через два дня - в Таллине. В Эстонии и потерпели поражение. Нужно более внимательно отнестись к календарям двух турниров, когда их сверстают, посмотреть на количество дней отдыха между матчами. В начале сезона, когда все свежие, ребят можно задействовать поплотнее, в середине и в концовке потребуется точечно, в зависимости от функционального состояния каждого конкретного баскетболиста, давать передышки, кого-то на одну-две игры не привлекать. В общем постараемся сделать так, чтобы и травм было меньше, и так называемых "незапланированных" поражений - тоже.
Матчи Евролиги по-прежнему будете проводить на хоккейной "Арене Мытищи"? Довольны ли вы вообще организацией игр на этом спортсооружении?
Павел Астахов: Откровенно говоря, в самом начале прошлого сезона мы очень сильно переживали, как будет в Мытищах? Придут ли зрители, как сможем разместить чисто баскетбольное оборудование, как вообще наш вид спорта будет смотреться на арене, изначально построенной под ледовый дворец? В итоге при очень серьезной поддержки нашего главного спонсора, губернатора региона Андрея Юрьевича Воробьева, правительства Московской области, областного минспорта, администрации городов Мытищи и Химки, спонсоров клуба - у нас все получилось. Огромная благодарность им за понимание и терпение. Рад, что в Мытищах получилось создать баскетбольную атмосферу, заполнить трибуны, В следующем сезоне попробуем сделать все еще лучше - предматчевые шоу, организацию питания зрителей, рекламу и так далее.
Можете ли прокомментировать решение Шведа пропустить последние два матча сборной на первом этапе квалификации к чемпионату мира-2019?
Павел Астахов: Алексей всегда по первому приглашению приезжал выступать за национальную команду, за страну. Но сейчас после такого сезона, когда он на площадке в среднем проводил по 37-38 минут чистого времени из 40, почти без замен и фактически на износ, да еще и постоянно мучаясь со своим голеностопом, его можно понять. Швед хочет нормально восстановиться, и во всеоружии подойти к новому сезону. К тому же, когда календарь сборной совпадал с нашими матчами в Евролиге, сборная уже играла без Алексея и побеждала. Так что я уверен: команда решит свою задачу в квалификации и без Шведа.
Болельщики со стажем хорошо помнят Астахова-игрока, и я в их числе. Позволите спросить о давно минувших днях.
Павел Астахов: Конечно, с удовольствием вспомню те времена, 90-е - начало 2000-х.
Вы были одним из немногих наши баскетболистов, кому довелось поиграть в китайской лиге. Какие впечатления остались?
Павел Астахов: Это было примерно 20 лет назад. В России какие-то более-менее значимые зарплаты тогда получали в ЦСКА, да и там нерегулярно. Я же выступал за столичные "Динамо" и "Спартак", застал развал этих команд. И вот однажды предложили отправиться в Китай. Приехав туда, я оказался почти на другой планете. Все в новинку, все в диковинку: начиная от еды и заканчивая поведением людей на улице. В команде могло быть только два легионера, причем одновременно на площадке они находиться не могли. Я играл за Пекинский университет, вторым иностранцем был защитник-американец. Он рассказал, что в Нью-Йорке бегал на какой-то уличной площадке или в парке, к нему подошел человек: "Поедешь в Китай?". А я ему в ответ поведал, что с московским "Динамо" играл даже в Евролиге. И тут он сильно удивился: "А что ты тогда вообще здесь делаешь?". Что было ответить: такое непростое финансовое положение в стране, это было как раз в преддверии дефолта 1998 года. В общем, провел я в Китае где-то два с половиной месяца. Набрался интереснейшего жизненного опыта. С баскетболом, к сожалению, получилось не очень: команда в плей-офф не попала, я раньше срока вернулся домой. Но этот эпизод карьеры врезался в память.
Лично для меня, как болельщика, вы тот самый человек, который сыграл в самом необычном матче за всю историю российского баскетбола. Битву с греческим "Паниониосом" не забыли?
Павел Астахов: Скоро уже почти четверть века с этого матча, а я все помню, как будто происходило буквально вчера, до мельчайших деталей. 1995-й, начало января. Наш матч с греками в расписании арены УСЗ ЦСКА - третий после двух игр волейбольных еврокубков. И обе встречи - по 3:2, к тому же тогда они шли дольше, по старым правилам, очки набирались только со своей подачи. Все неимоверно затянулось, но примерно тысяча болельщиков сидит, мы вышли на площадку ближе к полуночи. Игра жесткая, мужская. Вся заваруха началась с того, что один из легионеров гостей около нашей скамейки, прямо под нашим кольцом схватил за шею Андрюху Юртаева. Самый боевой товарищ в том московском "Динамо" Саша Кузин не выдержал, выскочил, и двинул сопернику в лицо. Я же в этот момент был с мячом в нападении. Смотрю: все защитники "Паниониоса" бегут уже не на меня, а на другую половину площадки. Поворачиваюсь, и вижу потасовку: все вскочили со скамеек, пошла драка. Пока добежал назад, судьи игроков уже вроде успокоили. Арбитры нараздавали фолов, поудаляли ребят с обоих сторон - человек по пять. Затем мы играли сначала четыре на пять, потом фолы, фолы, в итоге за две-три минуты до конца я и Евгений Пашутин остались вдвоем против троих греков. Тяжело так играть! Мы старались-старались, но в таком меньшинстве победить просто невозможно. Матч, конечно, незабываемый.