27.06.2018 20:38
    Поделиться

    Кто защитит граждан от мошенников в онлайн-банкинге

    Кто защитит граждан от мошенников в онлайн-банкинге?
    5-6 июля 2018 года в Москве пройдет международный конгресс по кибербезопасности, в ходе которого планируется обсудить меры по борьбе с хакерством и мошенничеством в интернете. История, о которой пойдет речь в этой публикации, - тот материал из жизни, который свидетельствует об актуальности проблемы.

    Итак, вот уже несколько месяцев московский предприниматель Даниил Бондарь безуспешно пытается вернуть 26 млн рублей, похищенных с его счета при помощи онлайн-банкинга. Этот вопиющий случай кибермошенничества произошел весной, однако денежные средства до сих пор не возвращены владельцу. Что же случилось?

    На протяжении долгого времени Бондарь обслуживался в Альфа-банке, регулярно пользуясь онлайн-банкингом. 5 апреля этого года, когда сам Даниил находился за границей, его сим-карта внезапно оказалась заблокированной. Казалось бы, ничего страшного - такое периодически случается. Бондарь тут же обратился к своему телефонному оператору МТС, а затем, вернувшись в Россию, отправился в офис Альфа-банка. Как выяснилось, в день блокировки симки с его счета списали 26 млн рублей. Средства ушли в некую компанию из Кемерово якобы... за оказание рекламных услуг! Вот такой поворот!

    Как вы понимаете, потерпевший начал действовать. Он незамедлительно написал заявление в правоохранительные органы и обратился в ЦБ, после чего было возбуждено уголовное дело против неустановленных лиц. Некоторую сумму удалось заморозить. Однако следствие продолжается до сих пор и явных результатов не дает.

    По словам пострадавшего бизнесмена, в день блокировки сим-карты некто пришел в офис МТС, расположенный в Текстильщиках, и получил новую симку Бондаря. Зайдя в онлайн-банкинг, этот некто обнаружил на счету кругленькую сумму, которую и отправил по кемеровским реквизитам. И все, дело в шляпе.

    По мнению экономиста Никиты Кричевского, обратившего внимание на этот резонансный случай, грешить в данной истории, пожалуй, можно и на оператора сотовой связи. "Во-первых, это ведь сотрудник МТС выдал неизвестно кому новую симку, при этом тот злоумышленник знал паспортные и анкетные данные владельца, проверочные слова, а также то, что номер подключен к интернет-банкингу, - сообщает Кричевский на своей странице в соцсетях. - Дальнейшее было делом техники, справиться с которой нынче может даже школьник. А то, что настоящего владельца в тот момент в России не было, так это просто везуха, удачное стечение обстоятельств, не зря же перевод был осуществлен по-быстрому, в день перевыпуска сим-карты".

    Бизнесмен пытается вернуть 26 млн рублей, похищенных с его счета при помощи онлайн-банкинга

    При этом из официального ответа компании МТС следует, что данный сотовый оператор, не располагая сведениями об использовании абонентского номера и сим-карты в качестве составной части дистанционной финансовой услуги, оказываемой кредитной организацией, не мог предвидеть таких последствий. По мнению представителей МТС, права и обязанности в рамках предоставления дистанционных финансовых услуг возникли только у Бондаря и банка. А сама по себе замена симки в обычных условиях гражданского оборота не приводит к списанию денежных средств с расчетного счета и причиной списания таковых являться не может.

    По сути, на месте московского предпринимателя мог оказаться любой пользователь интернет-банкинга. И этот случай говорит об очевидном пробеле в российском законодательстве.

    Несколько лет назад эксперты "АльфаСтрахования" анализировали статистику обращений по страховым случаям с банковскими картами, произошедшим с клиентами компании. Тогда выяснилось, что число несанкционированных снятий денежных средств со счетов держателей банковских карт через интернет-банкинг выросло чуть ли не в 5 раз.

    Основной причиной резкого возрастания числа убытков, по мнению представителей "АльфаСтрахования", была недостаточная осведомленность населения в части правильного использования новых интернет-технологий.

    Большое количество случаев, оказывается, происходило по вине самих держателей карт, так как они предоставляют доступ третьим лицам к информации, предназначенной для личного пользования, не понимая, чем это может для них обернуться. Однако история Даниила Бондаря, по всей видимости, не столь тривиальна. "Складывается ощущение, что дело это для следователя совершенно простое, потому что давно изъят диск с программным обеспечением, где можно было найти следы вируса, - рассказывает потерпевший. - Можно было допросить человека, который работает в МТС, можно было опросить моих персональных менеджеров, которые работают в Альфа-банке. Так вот, насколько я понимаю, дело не двигается с места, и есть ощущение, что просто тянется время, когда оно закроется". А ведь если дело закроется, то снимется арест на деньги, и все средства окажутся в свободном плавании. То есть исчезнут бесследно.

    Предприниматель продолжает надеяться на работу следователей. Правоохранители должны поставить точку в этом громком деле.

    В свое время Ассоциация российских банков начала разрабатывать регламент действий при хищениях в интернет-банкинге: был определен порядок взаимодействия банков, созданы шаблоны заявлений в следственные органы от лица клиентов, проработан порядок сохранения клиентами доказательной базы и т.д. Однако до сих пор имеется проблема с передачей данных, и ее можно решить только на уровне регулятора. С появлением регламента статистика по раскрытию преступлений могла бы улучшиться, считают эксперты.

    При этом совершенно очевидно, что законодательная и нормативная базы РФ нуждаются в совершенствовании, особенно в части регулирования взаимодействия правоохранительных органов и сотрудников банков при расследовании киберпреступлений.

    Почему правовая защита граждан от мошенников в онлайн-банкинге оставляет желать лучшего? По чьей все-таки вине могла случиться резонансная история Даниила Бондаря? Какова тут роль оператора телефонной связи, кредитной организации? Вопросы не праздные - будут ли ответы?

    Поделиться