Но много ли потеряла Россия от неучастия в работе Парламентской ассамблеи Совета Европы с того момента, когда ее делегацию лишили права голоса и, как следствие, полномочий? Ответ на поверхности - подавляющее большинство россиян не заметили наложенных на российскую делегацию санкций, поскольку, по большому счету, деятельность ассамблеи не оказывает существенного влияния на международную повестку. При этом Россия сэкономила несколько десятков миллионов евро, которые ранее исправно платила в бюджет Совета Европы, получая чаще всего взамен критику в свой адрес - трибуну ПАСЕ активно использовали антироссийские политики из стран Балтии для протаскивания русофобских резолюций.
Фактический выход Москвы из Совета Европы (даже если юридически он еще не оформлен) уже опустил эту организацию в неофициальном международном табеле о рангах до уровня третьесортной, маловлиятельной структуры. А проблемы с финансированием, которые возникли у Совета Европы после отказа России перечислять свои повышенные взносы, и переход Турции в разряд обыкновенных плательщиков неизбежно заставят генсека Ягланда в следующем году продолжить сокращение программ организации и ее персонала. И это при том, что в 2018 году Совету Европы уже пришлось заморозить бюджет на девять процентов.
Так что предъявленный главой Совета Европы ультиматум Москве выглядит беспомощной попыткой раздобыть недостающие деньги, ничего не реформировав в деятельности подведомственного учреждения. "ПАСЕ, используя правила процедуры, изменила фундаментальный принцип равенства государств, зафиксированный в Уставе Совета Европы", - объяснил ключевую причину, по которой Москва прекратила выплату взносов, заместитель министра иностранных дел Александр Грушко.
Россия отказалась поощрять совершенное на площадке ассамблеи беззаконие и добивается возвращения всех полномочий российской делегации. Мы также выступаем за внесение поправки в регламент ПАСЕ, где будет отражен запрет на лишение полномочий национальных делегаций. Однако вероятность такого сценария невелика: в 2015 году Парламентская ассамблея дважды рассматривала вопрос о восстановлении прав делегации РФ, но это привело к обратному результату - санкции только ужесточались. Не стоит переоценивать влияние генерального секретаря Совета Европы на представленные в ПАСЕ национальные делегации - оно имеет ограниченный характер. Нет никаких признаков, что страны, приложившие немало усилий для того, чтобы ограничить влияние Москвы в Совете Европы, откажутся от прежней русофобской линии ради сохранения российского взноса.
Первого июня в Загребе состоялось заседание рабочей группы ассамблеи, созданной для реформирования организации. По ее итогам председатель Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Константин Косачев заявил, что "лед тронулся". Но тут же признал: речь о возвращении российской делегации в ПАСЕ пока не идет.
Впрочем, неоднократно озвученная готовность Москвы продолжать работу в Совете Европы не означает, что мы пойдем на какие-либо уступки, тем более осуществим платежи в бюджет организации до, цитирую министра иностранных дел России Сергея Лаврова, "безусловного восстановления в полном объеме полномочий делегаций Федерального Собрания РФ в Парламентской ассамблее Совета Европы".
Когда президент США Дональд Трамп принимал решение о выходе страны из ЮНЕСКО и Совета по правам человека ООН, он обосновал свои действия тем, что значительные по размеру американские взносы не обеспечивали Вашингтону достаточного влияния в этих международных структурах. А значит, как следствие, дальнейшее участие в их работе американской делегации не отвечает национальным интересам. В нынешней ситуации финансирование Москвой деятельности Совета Европы, где российская делегация не имеет полномочий, также не отвечает российским интересам. И если вместо проведения реформ, которые позволят снять напряженность в отношениях с Москвой, Совет Европы сохранит курс на изоляцию России, продолжив нарушать принцип равенства входящих в организацию государств, нам оплачивать деятельность такой структуры ни сейчас, ни в дальнейшем нет никакого смысла.