В июне зафиксирован самый высокий рост авиакеросина с начала этого года. Ряд авиакомпаний уже ввели строку "топливный сбор" в цене билета наряду с услугой по перевозке багажа. Более крупные компании, заключившие договоры на поставку топлива на год, пока к этому не прибегают, но если тенденция роста стоимости топлива сохранится, то не исключен уход с рынка ряда перевозчиков, заявили "РГ" в Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
Сохранение текущего уровня цен на топливо может привести к дополнительным расходам авиакомпаний в размере до 75 миллиардов рублей по году по отрасли в целом. С учетом того, что у перевозчиков доля расходов на топливо в общих расходах составляет 25-30 процентов, рост цен на топливо приведет к приросту на 12-15 процентов общих расходов. Даже повышение стоимости керосина на 25 процентов дает увеличение себестоимости авиаперевозки примерно на шесть процентов.
Номинальный доход населения в среднем за 2017 года вырос на 2,4 процента, что не позволит авиакомпаниям компенсировать рост своих расходов за счет увеличения стоимости билетов. Существовать в долг авиакомпании долго не смогут, считают в АЭВТ. Исправить ситуацию можно, если повысить льготы по акцизу на авиатопливо, считают в АЭВТ.
Авиакомпаниям это очень пригодится еще и потому, что сейчас обсуждаются предложения по госрегулированию цен на авиаперевозки. Об этом рассказал "РГ" источник в авиаотрасли. Сейчас регулируемые тарифы есть при перевозках в плацкартных и общих вагонах "Федеральной пассажирской компании" (ФПК - "дочка" РЖД). ФПК занимает более 90 процентов рынка пассажирских перевозок.
На авиарынке участие госкомпаний менее глобальное - примерно 50 процентов. Без субсидий при регулировании стоимости перевозок не обойтись, говорит источник. Они должны исчисляться не одним миллиардом рублей. При этом надо учесть, что продолжается рост стоимости аэропортовых услуг. Кроме того, в Московском авиаузле отменено регулирование ставок и сборов за аэропортовое обслуживание.
Сейчас на четыре программы субсидирования полетов выделено восемь миллирадов рублей. Но спрос на льготные билеты на Дальнем Востоке заметно превышает предложение, отмечают эксперты. Возможность регулирования стоимости можно рассматривать только на тех направлениях, где нет конкуренции и единственный перевозчик завышает стоимость билетов. Но лучше создать условия для конкуренции между перевозчиками для появления новых авиакомпаний, чем поощрять по сути стагнацию рынка, считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов.