Исследование: Каждый десятый школьник поступает в вуз, минуя ЕГЭ

Возможностью попасть в вуз без ЕГЭ через учреждения среднего профессионального образования сегодня пользуется каждый десятый молодой человек. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики, проводившие масштабное исследование движения учащихся внутри российской образовательной системы. Результаты исследования опубликованы в журнале "Sociology of Education".

"Способ поступления в вуз без ЕГЭ после получения среднего профессионального образования - потенциальная возможность социального лифта для детей из наиболее уязвимых социальных групп. Однако этим же способом пользуются и дети из семей с высоким образовательным уровнем. Для них это возможность обойти ЕГЭ и без риска поступить в вуз", - сообщает пресс-служба ВШЭ.

На пути в профессию исследователи выделяют три главные возможности. Первая - стандартная, "академическая". Она предполагает поступление в вуз после 11 класса через ЕГЭ. Вторая - "профессиональная" - предполагает получение только среднего специального образования. Но есть еще и третий путь - "гибридный", когда после окончания, например, колледжа или техникума, студент поступает в высшее учебное заведение. Основанием для этого служит соглашение сторон или система внутреннего экзамена.

"Последний трек создавался государством для борьбы с образовательным неравенством, чтобы поддержать детей из низкообразованных семей. Однако мы наблюдаем его трансформацию в инструмент продуманной стратегии для всех остальных. Опыт образовательных реформ во всем мире показывает, что каковы бы ни были точечные средства поддержки отстающих, ими почти наверняка начнут пользоваться те, кто не входит в данную социальную группу", - говорит научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Оказалось, что 40% тех, кто пользуется этим способом "обхода" ЕГЭ сегодня, не относятся к незащищенным слоям населения. К нему все чаще прибегают статусные семьи, которые сталкиваются с низкой успеваемостью детей в школах. Они исходят из принципа "высшее образование любой ценой" и не готовы рисковать.

"Речь идет именно об уровне образования семей, а не материальном достатке. Эти два понятия связаны друг с другом. Однако в нашем исследовании четко видно, что "гибридный" путь все чаще выбирают именно образованные семьи. При этом, если успеваемость ребенка не плохая, а средненькая, то они предпочтут "дотянуть" его до ЕГЭ, например, с помощью репетиторов", - поясняет директор Центра культуросоциологии и антропологии образования Института образования ВШЭ Дмитрий Куракин.