Названы признаки, определяющие успех ребенка в жизни

От чего зависит успех в жизни? Об этом "РГ" рассказал известный британский психолог, автор книги "Умнее ли ты шимпанзе?", профессор Ливерпульского университета Бен Эмбридж.

Круг ваших научных интересов - то, как дети осваивают свой родной язык. Почему они все позже начинают говорить?

Бен Эмбридж: Утверждения о том, что молодые люди - хуже и глупее стариков, повторяются из года в год. Однако факты говорят об обратном: каждое следующее поколение, наоборот, в целом умнее предыдущего. И у меня нет достоверных данных о том, что современные дети отстают в речевом развитии от прошлых поколений. Да, они другие, да, они общаются с гаджетами на ты. Но это нормально.

Раннюю речь ребенка можно считать показателем его будущего успеха в учебе, карьере?

Бен Эмбридж: С одной стороны, определенная корреляция между ранним познанием языка и успехом в жизни есть. Но это очень ненадежный показатель, так как мы не можем точно знать, какие еще факторы "вступают в игру". Совершенно точно могу сказать одно: чем больше родитель разговаривает со своим малышом, чем больше в доме разных интересных книг, тем больше у ребенка шансов на успех в будущем.

При этом принято считать, что наши достижения в учебе и работе на 50 процентов зависят от внешних факторов, и на 50 процентов - от наследственных. Сейчас по всему миру идут исследования, которые позволят определить конкретные наборы генов, ответственных за интеллект. Но пока эти исследования еще не закончены.

Что тогда считать ориентиром? Тесты на уровень айкью?

Бен Эмбридж: Да, они эффективны и позволяют получить достаточно точное представление о будущих успехах в учебе. Правда, заставить 3-5 летнего ребенка решать задачки на интеллект не так-то просто. Гораздо интереснее - так называемый "зефирный тест". На стол перед малышом кладут зефирку и предлагают выбор: возьми ее сейчас или потерпи 15 минут. Если вытерпишь, получишь две зефирки. Этот известный эксперимент проводился множество раз и впервые - еще в конце 60-х годов под руководством профессора Стэндфордского университета Мишеля Уолтера. Есть достоверные данные: дети, которые выбирают две "отсроченные" зефирки вместо одной, более успешны в учебе и в жизни и, как правило, не становятся наркоманами. Все потому, что они хорошо умеют контролировать свои желания.

Полный текст интервью читайте в одном из ближайших выпусков "Российской Газеты"